(495) 660-35-40

Кадровое агентство
уникальных специалистов

Кадровое агентство КАУС
>
>
1500 статей о HR
 
 

1500 статей о HR

Почему надо заботиться об обучении персонала

Краткосрочные обучающие семинары и тренинги максимально эффективны в ситуациях, когда требуется быстро изменить ситуацию, в которой прежнего уровня подготовки персонала уже недостаточно.

Дефицит кадров как объективная ситуация

Лозунг «кадры решают всё» становиться как нельзя более актуальным именно сейчас, когда в связи с демографической ситуацией в России уменьшается трудоспособное население. К тому же и наша система образования, как известно, пока ещё не всегда формирует навыки, которые необходимы работнику в рыночных условиях. Кроме этого, что характерно для российского общества, сам российский менталитет обуславливает специфическое отношение к труду подавляющего большинства наших граждан, коренным образом отличающееся от так называемого западного подхода к рабочим обязанностям. Наши люди в основной своей массе просто не умеют работать так, как этого требуют мировые стандарты. Не умеют не потому, что не способны в принципе, а потому что это не является сильной стороной российской культуры. Людей этому не учили с детства. Россияне часто способны качественно и с энтузиазмом работать за идею, что убедительно показали успехи советского общества, но когда такой идеи нет, то ради чего?: С этим, кстати, связан растущий интерес к корпоративной культуре, как к попытке 'создать' идею, которая заставит людей работать с полной отдачей, хотя бы в масштабе организации.

Первые попытки впрямую перенести «правильные» западные модели ведения бизнеса на российскую почву оказались неудачными в силу как раз специфичности нашего общества и бизнеса в нём. Время показало, что самыми востребованными пока оказываются адаптированные к условиям российского бизнеса наработки западных учёных и практиков. Хотя и отечественная мысль двигается в направлении осмысления и разработки собственных моделей.

Особенно ощущается нехватка профессионалов, подготовкой которых ранее не занимались вообще. Отсутствие же или недостаток нужных знаний в области менеджмента, маркетинга, управления персоналом и т.п. может оказаться губительным для организации в современных условиях. Таким образом, особое значение имеет способность организации привлекать или же выращивать и удерживать высококвалифицированных специалистов. Все эти обстоятельства приводят к тому, что задача поддержания и повышения компетентности персонала становится первейшей заботой самой организации.

Покупать или учить?

Конечно, можно делать ставку на поиск профессионалов, но, как правило, эти люди достаточно хорошо трудоустроены, и переманить их непросто, слишком высоки требования к работодателю. Конечно, если вы в состоянии вкладывать средства в покупку мозгов, уже являетесь лидером в своей области, ваша фирма привлекательна для работников, и вы можете выбирать из множества кандидатов, то для вас привлекать готовых специалистов может быть выгоднее, чем подготавливать людей с нуля. Однако даже в этом случае уровень стоящих задач может требовать постоянного совершенствования даже от высококлассных специалистов.

Следует учитывать, что привлекаемые со стороны профессионалы хорошо знают себе цену, ничем вам не обязаны и всегда есть шанс, что их перекупит конкурент. Другое дело, если человек выращен вами, хорошо знает специфику именно вашего бизнеса, прикипел, как говорится, к родной организации. Необходимо учитывать, что вклад в обучение сотрудников следует сочетать с политикой удержания специалистов. Иначе вы рискуете стать кузницей кадров для конкурентов, которые могут предложить более выгодные условия работы выпестованным вами кадрам. Если удаётся создать такие условия, когда человеку обеспечивается карьерный и профессиональный рост в рамках организации, когда каждый ценный сотрудник видит для себя определённые перспективы, и руководство может быть спокойно за то, что он не уйдёт, и средства, вложенные в его подготовку, окупятся сторицей. Это особенно важно в отношении высококлассных специалистов, чья подготовка достаточно трудоёмка, и чей вклад в достижение результатов деятельности особенно велик.

Почему эффективны краткосрочные обучающие семинары и тренинги

Итак, какое же решение принять Вам как руководителю в ситуации, когда недостаточная квалификация сотрудников становиться очевидной или прогнозируемой? Конечно, можно пойти учиться. Сейчас много бизнес-школ, разного уровня, дающих необходимые современные знания по ведению бизнеса. Но их недостаток - время, требуемое на то, чтобы разобраться и добраться до материала, жизненно актуального для управленцев. Особенность бизнес-образования в том, что оно направлено на то, чтобы заложить основу и дать общие представления об основных областях и способах ведения бизнеса. А если решения требуется принимать быстро?

Можно направить учиться персонал. Но кто тогда будет работать? И те же вопросы со временем, требуемым на освоение материала. Тем более что в повседневной практике сотрудникам не требуется полный объём теоретических знаний. Да и позволить себе оторвать от работы и направить на обучение своих сотрудников организация может лишь на короткое время. Поэтому типичная продолжительность тренинговых мероприятий от одного до пяти дней, поскольку на такое время организация в состоянии вывести часть своих сотрудников из рабочего процесса.

Конечно, если всерьёз задумываться о долгосрочных перспективах, без полноценного обучения, видимо, не обойтись. Но для принятия верного решения о том, чему учить своих сотрудников, какие знания наверняка будут востребованы в перспективе, не обойтись без чёткого стратегического видения. Только в этом случае вложенные в образование руководства и сотрудников средства окупятся сполна и полученные знания не лягут мёртвым грузом. Поэтому в первую очередь руководству требуются профессиональные знания, позволяющие компетентно вырабатывать стратегию организации, которая станет основой для всего комплекса решений на достаточно долгий временной период. Если в организации выработана стратегия развития, то она, в том числе, определяет кого, чему, когда и как обучать.

Если текущая ситуация остро проблемная и своими силами не решается, можно воспользоваться услугами специалистов-консультантов, предоставляющих соответствующие консалтинговые услуги, специализирующихся на решении подобных задач и проблем.

Таким образом, краткосрочные обучающие семинары и тренинги максимально эффективны в ситуациях, когда требуется достаточно быстро изменить ситуацию, в которой прежнего уровня подготовленности персонала уже недостаточно, при этом обучиться и/или обучить персонал, выработать необходимые для успешной деятельности способности и навыки, желательно сразу применяя полученные знания и умения к разрешению проблем и достижению целей организации.

Кроме этого, мероприятия тренингового типа целесообразно проводить, если необходимо:

  • получить согласованное видение командой будущего организации;
  • разработать программу достижения 'светлого будущего';
  • включить персонал в действия по реализации программы, в том числе связанные с изменениями деятельности;
  • уменьшить эффект от сопротивления изменениям со стороны сотрудников;
  • повысить отдачу и личностную заинтересованность персонала в решении организационных задач и проблем.

Следствия обучения персонала для организации

Как правило, если программа обучения всех работников организации, включая руководителей, правильно выстроена, то возможны следующие позитивные следствия:

  • формируется и осознаётся миссия организации;
  • появляется более чёткое осознание целей и задач, стоящих перед организацией;
  • обеспечивается более точный анализ ситуации;
  • вырабатываются более эффективные управленческие решения;
  • возникает сплочённость людей, начинающих работать единой командой;
  • формируется и поддерживается корпоративная культура;
  • люди творчески включаются в достижение целей организации;
  • снижается текучесть кадров;
  • улучшается выполнением персоналом своих обязанностей;
  • более точно исполняются выработанные решения;
  • организация начинает жить единым организмом, точно следующим выбранному курсу;
  • более эффективно используются ресурсы;
  • находятся новые источники ресурсов, скрытые резервы.

По материалам статьи Ольги Черкашиной и Любови Цой

Источник: http://www.shpr.ru/library/tales/HR/staff_training/

Нравится
   
© 2007-2016, Кадровое агентство «КАУС» -
поиск и подбор персонала в Москве

Карта сайта
Москва, ул. Новинки, д. 29
Телефон: (495) 660-35-40
Создание сайта:
Система Orphus     Superjob: подбор резюме и вакансий               Продвижение сайта - WWA       Рейтинг@Mail.ru