(495) 660-35-40

Кадровое агентство
уникальных специалистов

Кадровое агентство КАУС
>
>
1500 статей о HR
 
 

1500 статей о HR

Интервью по компетенциям

Проблема «не тех» людей на высших постах более чем серьезна: некомпетентный сотрудник рано или поздно нанесет компании ощутимый материальный ущерб. При подборе менеджеров не обойтись простым интервью, нужна продуманная система оценки. Недостаточно иметь данные о том, где и когда человек работал, важно знать, как именно, за счет каких качеств достигал серьезных результатов.
Компании выгоднее набрать людей на основании базовых компетенций, мотивации, личностных особенностей — а затем уже обучить группу отобранных знаниям и навыкам, которые нужны для конкретной работы. Чтобы оценить потенциал кандидата и дать прогноз — сумеет ли человек выполнить сложную работу на требуемом уровне, важнее оценить его компетенции, чем уже сформированные навыки (а тем более дипломы).

Чтобы разработать модель компетенций, консультант (эйчар) должен:

  • понимать стратегию компании;
  • знать корпоративные требования;
  • иметь информацию о специфике данной должности: профессионально важные качества (ПВК), функциональные обязанности и ЗУН (эти данные есть в Справочнике квалификационных характеристик и в должностной инструкции).

Первый шаг — описание профиля должности и личностного профиля. Чтобы описать профиль должности, необходимо определить функциональные обязанности человека на этой позиции, затем, проанализировав функционал, можно понять, какие особенности личности сотрудника помогут ему справиться с работой. Кроме того, необходимо выяснить, какими знаниями и навыками должен обладать этот специалист, чтобы эффективно выполнять поставленные перед ним задачи.

Для того чтобы описать компетенции, можно использовать разные методы:

Прогностическое интервью. Как правило, его проводит консультант или эйчар, занимающийся разработкой компетенций, причем опрашиваются в основном топ-менеджеры. В результате проведения прогностического интервью можно выявить ключевые (или стратегические) компетенции.

Метод критических инцидентов — при проведении опроса специалисты и менеджеры, чье рабочее поведение анализируется, рассказывает интервьюеру (консультанту) о том, что помогает им добиться успеха при выполнении рабочих заданий. Консультанту важно выявить примеры, когда специалист был наиболее эффективен (добился наилучших результатов), и понять, какая модель поведения этому способствовала. Анализируя полученные модели, консультант может выявить и описать компетенции.

Чтобы эффективно проводить собеседования, консультант (эйчар) должен уметь его разработать, владеть навыками активного слушания, быть очень внимательным к деталям.

При разработке модели компетенций можно пойти другим путем — воспользоваться «энциклопедией компетенций»: выбрать из готового перечня те из них, которые имеют прямое отношение к рассматриваемой профессиональной деятельности

В качестве примера рассмотрим должность менеджера по персоналу: для этой должности могут быть описаны следующие компетенци:

распознавание паттернов поведения;

коммуникативные навыки (устное и письменное общение; межличностное взаимодействие);

планирование и организация (в том числе самоорганизация и эмоциональный самоконтроль);

уверенность в себе;

умение принимать решения и нести за них ответственность;

ориентация на развитие;

умение работать в команде и т. п.

В рамках статьи невозможно привести полный профиль должности и перечень профессиональных компетенций менеджера по персоналу (к тому же в разных компаниях они будут иметь свои особенности), поэтому в таблице представлен фрагмент модели компетенций.

Модель компетенций менеджера по персоналу (фрагмент)

Врезка1

Разработав модель компетенций, можно использовать ее при подборе персонала: изучение их компетенций — самый эффективный способ найти нужных людей. Эйчары-практики используют метод интервью по компетенциям (Competency Based Interviews, CBI). Информация из интервью пригодится не только для отбора внешних кандидатов, но и при формировании кадрового резерва, подведении итогов реализации программы развития и обучения.

Анализируя поведение человека в конкретных производственных ситуациях, его умение решать рабочие и личные проблемы, можно с большой степенью вероятности предсказать его поведение в будущем. Имея описание поведенческих проявлений, интервьюер может четко обосновать свою оценку, уйти от стереотипов субъективного восприятия «нравится/не нравится». Кроме того, формализация оценки позволяет сравнивать компетенции разных кандидатов (или сотрудников).

Как и к любым другим видам собеседований, к интервью по компетенциям следует заранее подготовиться, спланировать сценарий (что, безусловно, не исключает возможностей для импровизации). Сценарий CBI состоит из нескольких модулей — подготовительного, непосредственно проведения собеседования и заключительного. Каждый их них, в свою очередь, состоит из нескольких этапов. Фрагмент плана проведения интервью представлен в приложении.

 

Приложение

ФРАГМЕНТ ПЛАНА
проведения интервью на вакансию «Менеджер по персоналу»

Ф.И.О. кандидата ___________________________
Ф.И.О. интервьюера ________________________
Должность интервьюера _____________________ Дата __________________

Подготовка к интервью

Ознакомьтесь с резюме или анкетой кандидата и определите, в какой области имеющийся у него опыт работы соответствует содержанию вакантной должности. Впишите названия предприятий, на которых он ранее работал, в раздел «Ключевые сведения о прошлом кандидата». Начните с наиболее отдаленного по времени опыта.

Вспомните определения профессионально важных качеств, которые содержатся в разделе запланированных вопросов интервью.

Оцените время, которое вы можете уделить для изучения каждого ПВК кандидата.

План начала интервью:

  • Поприветствуйте кандидата.
  • Сообщите ему свое имя и должность.
  • Объясните ему цели проведения интервью.
  • Опишите план интервью.
  • Получите согласие кандидата на ведение записей во время интервью.

Цели интервью:

  • Знакомство.
  • Возможность для руководства компании принять справедливое и верное решение о найме.

План интервью:

  • Краткий обзор имеющегося у кандидата опыта.
  • Получение информации о прошлом опыте.
  • Информирование кандидата об открытой позиции и о компании.
  • Ответы на вопросы кандидата о вакансии.
  • Плавный переход к вопросам раздела «Ключевых сведений о прошлом кандидата».

Раздел «Ключевые сведения о прошлом кандидата»

Опыт работы

  • Какие служебные обязанности Вы выполняли? Изменялись ли они?
  • Что Вам больше всего нравилось в этой работе?
  • Что Вам не нравилось в этой работе?
  • Почему Вы решил сменить место работы?

Образование
(Вопрос об образовании задается, если этой информации нет в резюме или анкете.)

Вуз ___________________ Специальность ____________________ Год окончания __________
Какую специализацию Вы выбрали? __________________________
Для студентов и молодых специалистов без опыта работы:
Тема вашей дипломной работы? _____________________________
По каким дисциплинам у Вас были наилучшие результаты? Почему? _______________________
Какие предметы в вузе вам нравились? Почему? ___________________
Дополнительное образование __________________________________

Раздел запланированных вопросов для оценки компетенции «Коммуникация в письменной форме»

Приведите пример письменного задания, которое Вам приходилось выполнять самостоятельно.

Расскажите о самом сложном документе, который Вы когда-либо готовили?

Приходилось ли Вам составлять отчет о выполненном задании в письменной форме? Расскажите о последнем (сложном, интересном) случае.

Приведите пример, когда Вам приходилось составлять документ, основываясь только на информации в устной форме.

На основании ответов на вопросы 1–4 заполняется таблица:

Врезка2

Раздел запланированных вопросов для оценки компетенции «Принятие решений»

Приведите пример, когда принятое Вами решение было удачным (неудачным).

Расскажите о ситуации, когда обстоятельства требовали быстрых действий или незамедлительного принятия решения.

Приведите пример, когда Вам пришлось вовлечь в принятие решения других сотрудников. Почему это было необходимо?

На основании ответов на вопросы 1–3 заполняется таблица:

Врезка3

Раздел запланированных вопросов для оценки компетенции «Планирование и самоорганизация»

Врезка4Расскажите о своем обычном рабочем расписании.

Приведите пример, когда из-за неожиданно возникших факторов Вам пришлось перепланировать весь свой рабочий день.

Расскажите о тех приемах и инструментах, которые помогают Вам в планировании.

Расскажите о своих планах на текущий/следующий месяц работы (или вне ее).

На основании ответов на вопросы 1–4 заполняется таблица:

Врезка5Заключительный этап

Задайте кандидату какой-нибудь вопрос, для того чтобы получить время для просмотра своих заметок.

Задайте дополнительные вопросы, возникшие в ходе просмотра заметок.

Предоставьте дополнительную информацию о компании и вакансии.

Выслушайте возникшие у соискателя вопросы.

Объясните дальнейший порядок работы.

Поблагодарите кандидата за интерес к вакансии и участие в интервью.

Оценка результатов

Врезка6Рекомендации интервьюера

 

Людмила Стрельникова

21.01.2010

Источник:http://hrliga.com/index.php?module=profession&op=view&id=1175

Нравится
   
© 2007-2016, Кадровое агентство «КАУС» -
поиск и подбор персонала в Москве

Карта сайта
Москва, ул. Новинки, д. 29
Телефон: (495) 660-35-40
Создание сайта:
Система Orphus     Superjob: подбор резюме и вакансий               Продвижение сайта - WWA       Рейтинг@Mail.ru