(495) 660-35-40

Кадровое агентство
уникальных специалистов

Кадровое агентство КАУС
>
>
1500 статей о HR
 
 

1500 статей о HR

Управление конкурентоспособностью выпускника вуза в современных условиях

После второй мировой войны многие развитые страны, начиная с США стали активно создавать новые вузы, чтобы открыть возможности для получения высшего профессионального образования для молодого поколения. В 80-е годы началась массовизация высшего профессионального образования в менее развитых странах.

В начале 90-х годов этот процесс охватил и Россию. Если в 70-80-е годы численность студентов колебалась в пределах 3-7% населения, а за все послевоенное время было открыто лишь 70 новых вузов, то теперь число высших учебных заведений увеличилось в 2 раза (не считая многочисленных филиалов), а численность студентов – в 2,3 раза. Сейчас в стране 1046 вузов, из которых 654 – государственные. Студентов – 6455,7 тысячи человек, из них 5596,2 тысячи обучаются в государственных вузах. Доля лиц с высшим образованием в общей численности занятых в экономике составляет 25%.

Но, несмотря на то, что количество молодых специалистов, имеющих высшее образование, увеличивается, большая часть выпускников вузов не трудоустраивается по выбранной профессии. В качестве одной из основных причин этого часто выдвигается аргумент, что российское образование не ориентировано на рынок труда. По мнению доктора технических наук, профессора Александра Николаевича Тихонова, директора Государственного научно-исследовательского института информационных технологий и телекоммуникаций «Информика», «ни одна компания не может взять выпускника вуза и сразу включить его в работу по программированию. Так называемая «доводка молодых специалистов» займет уйму времени и сил»  Такая же ситуация складывается и в других отраслях.

Переход страны к рынку обнаружил, что существуют два независимых рынка: рынок образования и рынок труда. Постепенно стало очевидным, что развитие высшего образования определяется не потребностью общества в специалистах, а спросом на него со стороны людей, причем во все большей мере безотносительно к профессии. Цепочка «вуз-предприятие» оказалась весьма призрачной. Сегодня только в общем смысле, скорее по традиции и вне научной экономической логики, можно говорить о социальном спросе на образование и спросе общества на работников. На самом деле в современном российском обществе в области высшего образования есть один вид спроса – социальный спрос со стороны членов общества. Именно он вызвал в последние 5-7 лет взрывное увеличение числа студентов в вузах.

В России маркетинговые стратегии вузов по большому счету направлены на запрос со стороны родителей и абитуриентов, которые, выбирая специальность и место обучения, ориентируются не на ситуацию на рынке труда (и тем более не на прогнозы по ее изменению), а на социальные стереотипы, в том числе престижность высшего образования.

Риск данной тенденции заключается в том, что десинхронизация рынка труда и рынка образовательных услуг (в силу отсутствия институционального закрепления их связанности) постоянно возрастает. Вузы, ориентируясь на спрос семей (которые являются существенным источником финансирования российского образования), будут поставлять на рынок труда специалистов с опозданием на 5-8 лет. Кроме того, старая ресурсная база – материально-техническое обеспечение, сформированное под аудиторный учебный процесс, профессорско-преподавательский состав, слабая образовательная инфраструктура и т.д. – не позволяет повышать качество образовательных услуг при резком увеличении числа их потребителей.

На Западе массовизация высшего профессионального образования во многом была обусловлена стремительным ростом числа рабочих мест, требовавших более сложной и длительной подготовки, чем начальное и среднее профессиональное образование. Развитию этого процесса способствовало и увеличение наукоемких секторов экономики.

Повышение требований к квалификации работников сопровождалось выносом части промышленных производств (особенно тех, где преобладал ручной труд) в развивающиеся страны. Тем самым западные компании оставляли себе функции «управления и дизайна». Постепенно российские компании также приходят к этому, и спрос на квалифицированных специалистов растет.

Однако, рост числа выпускников, в свою очередь, вызвал конкуренцию между ними за удачное трудоустройство. Современные социально-экономические условия, в которых преобладают рыночные отношения, выдвигают перед личностью, стремящейся к успешной самореализации, ряд требований. На сегодняшний момент, для того чтобы получить хорошо оплачиваемое рабочее место, для того, чтобы потом его за собой сохранить и продвинуться выше по служебной лестнице, наконец, для того чтобы в целом достичь успеха в любой профессиональной деятельности, необходимо быть в чем-то лучше или как минимум не хуже других, т.е. быть конкурентоспособным. Под конкурентоспособностью выпускника подразумевается способность человека к конкуренции как к специфической форме  межличностного взаимодействия в форме противоборства, противостояния оппонентам. 

В «Концепции модернизации российского образования» основная цель высшего образования определена следующим образом: «Подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности; удовлетворение потребностей личности в получении соответствующего образования».

В настоящее время одной из задач современной высшей школы должна являться подготовка компетентного, гибкого, конкурентоспособного специалиста. Высшая школа России должна ориентироваться в своем развитии на качественную подготовку специалиста, отвечающую изменениям, происходящим на рынке труда. Показателями качественной подготовки специалиста, по мнению Широбокова С.Н., ОмГПУ, можно принять два основных интегральных критерия: 1) количество времени, необходимое выпускнику вуза для адаптации на рабочем месте в соответствии со своей специальностью; 2) количество «родственных» (смежных) специальностей, по которым выпускник может работать без значительных затрат времени и сил на их освоение.

Несмотря на то, что в отечественном образовании имеются определенные достижения в рассмотрении вопросов оценки качества профессиональной подготовки, данную проблему пока нельзя считать решенной. В связи с этим возникает необходимость в обращении к опыту оценки качества подготовки конкурентоспособных специалистов в других странах, в частности в США (университеты Лойолы, Чикаго, Миннесоты, Миннеаполиса). Система высшего образования США ориентирована на подготовку специалиста в условиях жесткой конкуренции. Анализ исследований американских авторов (P.Altbach, E. Epstein, J.Mestenhauser) и изучение опыта США в оценке качества подготовки специалиста, открывают широкие возможности для обогащения современного российского вузовского образования. Конкурентоспособность выпускника вуза в первую очередь определяется требованиями рынка, то есть требованиями работодателей. А работодателей больше всего волнует качество подготовки специалистов. В настоящее время диагностические методики оценивания качества подготовки представлены двумя группами: 1) оценка профессиональной компетентности на основе квалификационного стандарта; 2) оценка профессиональной компетентности будущего специалиста как личности.

Проводя перманентный мониторинг рынка труда, вузы смогут адаптировать свою деятельность к его запросам, а следовательно, выпускники вуза будут качественно подготовлены к последующей трудовой деятельности и конкурентоспособны на этом рынке.

Мониторинг требований работодателей позволит вузу управлять процессом формирования конкурентоспособного выпускника, поскольку появится возможность планировать, организовывать и контролировать этот процесс, имея на руках абсолютно достоверные данные о том, какими компетенциями должен обладать молодой специалист. Кроме того, это будет являться мотивирующим фактором для самого студента, который будет видеть цель в виде того, что ему нужно знать и уметь, чтобы успешно трудоустроиться и возможности, которые ему предоставляет вуз, чтобы эти знания и умения приобрести.

Необходимо ввести единую систему оценки выпускников (по специальностям или направлениям подготовки). Пока такая система не создана, качество получаемого образования по-прежнему оценивается на основе субъективных факторов: бренд вуза, известность преподавателей и т.д. Введение новой системы оценки (которая, безусловно, должна разрабатываться с участием представителей профессиональных ассоциаций) позволит работодателям соответствующим образом реагировать на диплом приходящих к нему выпускников (определять уровень заработной платы, выстраивать программы корпоративного обучения и т.д.), а абитуриентам – планировать свою образовательную программу и профессиональную карьеру.

Должны быть разработаны новые образовательные стандарты в рамках перехода к системе двухуровневой подготовки (бакалавр-магистр). Получение степени бакалавра должно не закрывать, а открывать новые профессиональные и образовательные возможности. Кроме того, необходимо изменить содержание самого обучения: отказаться от устаревшей модели передачи фактов и знаний и развивать компетентностный подход – формирование профессиональной квалификации. Работодателям, в свою очередь, следует осуществить реформу рабочих мест: модернизировать предприятия и внедрить новые технологии управления. при дефиците трудовых ресурсов (в условиях демографического кризиса и жесткой миграционной политики) предприятия неизбежно будут конкурировать на рынке труда. В выигрыше окажутся те, кто предложит лучшие условия труда, возможности для профессионального роста.

 

Автор: Ольга Кирилюк, зав. кафедрой антикризисного управления  (Московская финансово-промышленная академия Омский филиал).

http://www.sibadvokat.ru/magazine/arhiv_nomerov/2009_god/nomer_8/biznes_i_obrazovanie/

Нравится
   
© 2007-2016, Кадровое агентство «КАУС» -
поиск и подбор персонала в Москве

Карта сайта
Москва, ул. Новинки, д. 29
Телефон: (495) 660-35-40
Создание сайта:
Система Orphus     Superjob: подбор резюме и вакансий               Продвижение сайта - WWA       Рейтинг@Mail.ru