(495) 660-35-40

Кадровое агентство
уникальных специалистов

Кадровое агентство КАУС
>
>
СМИ о нас
 
 

СМИ о нас за 2012 год


Квотирование Совета директоров по гендерному принципу не за горами

деловая сеть RB.ru

По данным общероссийской общественной организации "Женщины бизнеса", "у руля"  большинства компаний сейчас 70% мужчин и лишь 30% женщин. Последние пять лет количество женщин-руководителей неуклонно растет. Эксперты PricewaterhouseCoopers Russia связывают это напрямую с тем, что предприятия, которыми руководят женщины, экономически более эффективны. Женская ассоциация "Сколково" подготовила законодательную инициативу по квотированию состава советов директоров компаний по гендерному принципу.

Общественная организация "Женщины бизнеса" отмечает, что гендерные стереотипы в России все еще очень сильны, однако развитие рынка приводит к постепенному их смягчению. Количество женщин-руководителей неуклонно растет, в том числе на таких постах, как президент и генеральный директор.

В организации уверены, что женский менеджмент необходим современному бизнесу. В основе женского стиля управления лежит интеграция интересов подчиненных в общие цели коллектива, умение устанавливать личностные контакты, неизменная ответственность и большая трудоспособность. При этом в качестве основной характеристики женского менеджмента они отмечают моральную поддержку коллег и их поощрение.

Законопроект уже готов
Президент женской ассоциации "Сколково" Татьяна Олифирова рассказала на всероссийском форуме "Женщины бизнеса: приоритеты и возможности", что ее организация выступает с законодательной инициативой, которая обеспечит квотирование состава советов директоров компаний. Она отметила, что не боится слова "квотирование", и ей уже не раз задавали вопрос, смутится ли она, оказавшись в совете директоров только благодаря квоте. "В какой-то момент я ответила себе, что меня это нисколько не смущает, если я уверена в своем профессионализме, а также в том, что могу сделать что-то важное для компании или страны, то меня слово "квота" совершенно не смущает", - подчеркнула Олифирова.

Она рассказала, что в процессе подготовки этого законопроекта пришлось неоднократно обращаться к опыту европейских коллег, которые занимаются этим вопросом уже как минимум десять лет. Норвегия еще в 1999 году подняла вопрос по вводу квот для женщин в состав советов директоров. Сначала это было в виде рекомендаций, которые вообще ни к чему не привели. В 2002 году был принят закон, согласно которому в связи с требованиями равноправия полов доля женщин в правлении предприятия должна составлять не менее 40%. Закон тогда не возымел эффекта - доля женщин среди высшего начальства в Норвегии выросла с 6% до 11%.

Тогда в 2006 году норвежское правительство выступило с новым требованием - к 2007 году предоставить женщинам не менее 40% мест в составе правления предприятий под угрозой их закрытия. Министр по делам семьи Лайла Даавой тогда обвинила руководство норвежских предприятий в крайне медленном исполнении постановления правительства страны и подчеркнула, что предприятия, на которых женщин не будут активно выдвигать на высокие должности, могут быть закрыты.

Судя по тому, что в Норвегии от этого закона не отказываются вот уже пять лет, он себя оправдал. Вслед за Норвегией с рядом таких же законодательных инициатив выступили Исландия, Испания, Франция. Германия и Италия также разрабатывают этот законопроект.

Экономические показатели в пользу женщин
Олифирова рассказала, что ее ассоциация взяла за основу французскую модель, которая предполагает последовательное введение квот в состав Совета директоров - сначала 25-процентный порог, затем 40-процентный.

При этом она отметила, что сначала смотрела на эту проблему сквозь призму равноправия полов, затем, глубоко изучив исследования и статистику, пришла к выводу, что нужно делать упор на экономическую составляющую. Ссылаясь на многочисленные исследования Baker & McKenzie, она подчеркнула, что если сравнить финансовые показатели компаний, где есть минимум три женщины в совете директоров, с компаниями, которыми руководят только мужчины, то первые всегда оказываются экономически более эффективны. Операционная прибыль в таких компаниях превышает в 1,5 раза средние показатели по отрасли.

Олифирова рассказала, что провела собственное небольшое исследование - отобрала 10 крупнейших компаний России по капитализации. Совет директоров каждого такого предприятия состоит примерно из 10 членов, в 10 компаниях она насчитала всего 6 женщин.

Компания более успешна, если руководит женщина
Управляющий директор PricewaterhouseCoopers Russia Екатерина Шапочка представила кейс о том, как корпорации воспитывают женщин-лидеров. Он построен на глобальных исследованиях, которые проводились последние 2-3 года, в нем прослеживается любопытная взаимосвязь - количество представителей женщин-директоров напрямую связано с экономической деятельностью компании.

Компания более успешна на 33%, если в состав ее совета директоров входят женщины.

PwC связывает это с тем, что компании внутри себя строят бизнес-кейс на объективных экономических данных - женщины сейчас становятся драйверами экономического развития, растет их покупательная способность и решение о покупках доминирует именно в женской сфере. Именно поэтому сейчас многие компании вводят квоты состава директоров.

У мужчин и женщин в бизнесе разные роли
"Спрос на увеличение количества женщин в советах директоров компаний-клиентов демонстрируют клиенты нашей компании, которые ищут кандидатов топ-уровня с учетом гендерных особенностей, - комментирует руководитель направления маркетинга и продаж Michael Page International Алена Салахова.  - Как нам всем известно, мужчины зачастую привлекаются в бизнес на стратегические, принципиально новые задачи: развитие нового бизнеса, новых направлений, освоение новых территорий. Мужчины "хороши для выполнения амбициозных и революционных" планов. А женщины, напротив, на четкую, ответственную реализацию задач, так как именно женщины могут управлять процессом и отвечать за поступательное развитие бизнеса наиболее эффективно".

Салахова отмечает, что по данным Michael Page, за последний год более 50% проектов с изначальным бриффингом на поиск мужчин заканчивались трудоустройством женщин: уровня СЕО, CFO, CMO, HRD и так далее. "Может ли это говорить о прямом результате в увеличении эффективности этих бизнесов? Скорее нет, но кандидаты продолжают работать у наших клиентов с позитивными фидбэками с обеих сторон, - продолжает она.  - Также со стороны рекрутмента, наверное, стоит отметить, что в настоящий момент бизнес приостановил быстрое развитие, прирост от года к году уменьшается, поэтому "революционный подход" более не требуется, и для увеличения эффективности необходимо прибегать к новым инновационным технологиям управления: развитием вглубь, а не вширь, в чем, безусловно, женщины в большинстве своем от природы сильнее и более успешны".  

Женщины, мужчины… - главное профессионализм

МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ СООБЩЕСТВА RB.RU
Ольга Гофман, Кадровое агентство уникальных специалистов, руководитель направления "Финансы"
В России сложились довольно устойчивые гендерные стереотипы, есть даже такое понятие, как мужские и женские профессии. Если позиция - главный инженер, то подразумевается, что ее занимает мужчина. Если бухгалтерия или отдел экономики, то здесь в основном женщины трудятся, а вот финансовый директор, наоборот, мужчина.

Квотирование, конечно, поможет преодолеть эти стереотипы, но этот процесс будет долгим - быстро сломать устоявшиеся предпочтения работодателей будет сложно. А реальность такова, что при подборе персонала на руководящие позиции компании все-таки отдают предпочтение кандидатам-мужчинам. Обоснование - мужчины менее эмоциональны, более свободны от семейных проблем и могут уделять работе максимум своего времени.


Милада Лонская Бизнес-Стратег, Генеральный директор
Гендерная идентичность не личностное качество, а ролевая позиция определенная обществом. Есть культуры, где ценятся маскулинные (конкурентные отношения и упорный труд) или фемининные (ценность отношений) качества. Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы: 1) и мужчины и женщины обладают “комплектом”, как полезных так и нежелательных с точки зрения бизнеса качеств; 2) маскулинность и фемининность скорее свойства личности и ролевая позиция навязанная обществом, нежели качества определяемые половой принадлежностью. Так что, осуществляя выбор менеджера по половому признаку, руководители рискуют быть сильно разочарованными. Вероятно, директора - мужчины не очень уверены в собственных силах, если бояться открыто конкурировать с женщинами на руководящих должностях.

Аналитик ИХ "Финам" Владислав Исаев отмечает, что присутствие в руководстве только мужского взгляда препятствует всесторонней оценке тех или иных факторов. "Женщины, достигшие высоких позиций в иерархии, что бюрократической, что в бизнесе, в среднем превосходят по своим профессиональным качествам средний уровень своих коллег-мужчин, находящихся на том же уровне иерархии, - говорит Исаев. Это связано с тем, что вообще в среднем женщине сложнее делать карьеру, поскольку при прочих равных предпочтение при выборе кандидата на более высокую должность отдается мужчине".

По мнению Исаева от того, что женщинам выделят некую квоту, повышения эффективности ожидать не стоит, ведь женщины, таким образом, попадут в руководство не благодаря своим профессиональным качествам, а именно благодаря квоте. И возможно именно из-за такой квоты придется отдавать предпочтение менее эффективной сотруднице перед более эффективным сотрудником. "Вообще, какие-то критерии кроме чисто профессиональных тут вредны, поскольку порождают конфликты и негативные эмоции у сотрудников", - резюмирует Исаев.

Мария Грибцова

С полным текстом статьи можно ознакомиться здесь.


 


Опубликовано: 28.02.2012

Вернуться назад к списку

 

Архив материалов

© 2007-2016, Кадровое агентство «КАУС» -
поиск и подбор персонала в Москве

Карта сайта
Москва, ул. Новинки, д. 29
Телефон: (495) 660-35-40
Создание сайта:
Система Orphus     Superjob: подбор резюме и вакансий               Продвижение сайта - WWA       Рейтинг@Mail.ru