(495) 660-35-40

Кадровое агентство
уникальных специалистов

Кадровое агентство КАУС
>
>
СМИ о нас
 
 

СМИ о нас за 2012 год


Рынок труда наполнен «творцами»

деловая сеть RB.ru

Иметь творческую профессию и нанимать их обладателей на работу – дело тонкое. Но так ли сильно отличается работа "творца" от любой другой?
 
Художник-дизайнер Александр еще пару лет назад был лишь выпускником вуза. Но работу нашел еще будучи студентом – Александр живет в областном центре, и не сказать, что город переполнен специалистами его уровня (факультет открылся недавно, и молодой человек попал в первый его выпуск). Сейчас он работает в web-отрасли и разрабатывает логотипы.
 
- Мне кажется, в итоге от творчества мало что остается. Остается только выполнение задачи в срок, достижение цели... Вот я в итоге и превратился в некоего робота, который делает и делает. Души мало осталось в коммерческих работах... Мне кажется, в конце концов, все творчество превращается в рутину. А если не превращается (т.е. если ты пытаешься что-то творить), то ты попросту не получаешь деньги. Ночами, как правило, сидишь - когда что-то срочное, а не интересное. Да и вообще, после того как на работу устроился, все ночные творческие посиделки закончились. Спать ложусь до полуночи, чувствую себя офисным планктоном.
 
По словам Александра, интересные проекты ("от которых даже захватывает дух") с ним все же случаются: это когда клиент прислушивается к мнению дизайнера и доверяет ему.
 
- Тогда можно ваять действительно интересные штуки и чувствовать себя соответственно.
 
Наниматели к процессу тоже относятся без особых экивоков. Вот что RB.ru рассказал Борис Аникеев, начальник отдела подбора персонала ГК "Связной":
 
- Как ни странно, со стороны HR вопрос подбора "творческого" персонала выглядит весьма приземленно. Ко всем кандидатам предъявляются определенные требования в части предыдущего опыта и имеющихся профессиональных наработок, которые можно подтвердить наличием портфолио. Задача рекрутера на первом этапе — произвести первичную оценку "креатива" кандидата на основании предоставленных им работ и его личностных компетенций. И это, пожалуй, все. Однако для формирования целостной картины отбора кандидатов на вакансии, связанные с творческой деятельностью,  одного мнения рекрутера недостаточно – второй этап собеседования проходит уже вместе с руководителями, отвечающими за креативное направление в нашей компании.
 
А вот тренеру по латиноамериканским танцам Екатерине с рутиной (даже при поиске работы) сталкиваться, наоборот, не приходится.
 
- Работу найти легко, она прямо в воздухе витает. Я когда-то и бухгалтером работала, имею представление об офисной работе. Так вот: небо и земля! Сейчас у меня огромное количество общения с совершенно разными людьми. В каком-то смысле человек приходит на танцы, чтобы перестать быть тем, кто он есть на работе. Так, начальник огромной компании, перед которым все преклоняются, для меня обычный ученик. Мы и смеемся, шутим, и корректировать его "работу" я могу без зазрения совести. На выходе мы оба получаем моральное удовлетворение: он доволен тем, что отвлекся от своих бизнесов, а я рада, что помогла ему в этом, создала настроение и, может быть, даже на этот бизнес как-то повлияла – настроение-то у человека улучшилось!
 
Единственное, на что жалуется Екатерина, - зарплата. Время от времени ей приходится подрабатывать на разных мероприятиях – свадьбах, например. Причем, не только в роли танцовщицы. Время от времени она выступает как тамада – деньги-то нужны!
 
"Прикладная" работа
 
Кроме аспекта, о котором говорила Екатерина (создание настроения и радость от этого) и, собственно, выражения себя в творчестве (вспомним ту же арттерапию), есть еще один плюс для психики:
 
- Работа "творца", - говорит бизнес-психолог Валерий Тарасов, - замечательна еще и тем, что человек видит итоговый результат своей работы. Он не эфемерен, как у, например, тех же менеджеров по продажам, которые получают, в основном, цифры. Здесь же человек видит наглядный итог собственной работы, будь это логотип, картина, симфония или танец. Уточню, чтобы меня точно правильно поняли: никто не говорит, что работа менеджера бесполезна. Ни в коем случае! Просто дизайнеры и менеджеры отличаются наличием возможности "осязать" результат работы. И поэтому, с точки зрения психологии, первым живется, скажем так, приятнее.
 
О том, насколько важно творчество в жизни людей, никак с ним не связанных, знает и Евгения Иванова, коуч, автор и ведущая тренингов центра "Человек". Она рассказала RB.ru, что в центр часто приходят серьезные руководители.
 
- Используя авторские методики интуитивной живописи и спонтанного танца, мы помогаем человеку войти в пространство спонтанности, свободы, увидеть свой огромный потенциал и потом применять его в жизни. Особенно наши программы актуальны для бизнесменов, которые хотят достигать своих целей не через напряженную работу, а через легкость и "движение в потоке". Творчество помогает взглянуть на жизнь и на ситуации под другим углом. Российское образование построено так, что со школьной скамьи нас учат думать, анализировать и развивать левое полушарие головного мозга. А за спонтанность, креативность, интуицию отвечает правое полушарие, которое у большинства людей развито очень слабо.
 
Часть вторая: нанять и заплатить

Чтобы закрыть "творческую" вакансию директор по развитию Upladder.Ru Евгений Лаптев советует принять во внимание несколько факторов, которые прямым образом влияют на особенности подбора кандидатов искусства:

- Во-первых, любая творческая профессия предполагает ограниченный выбор кандидатов: не так много у нас балерин, художников или поэтов. Даже по сравнению с количеством руководителей по продажам насосного оборудования. Во-вторых, творческая профессия сама по себе не терпит стандартных подходов и формализованного процесса. Соответственно, любой процесс подбора кандидата "в искусство" также творческий, лишенный обыкновенных подходов и методов. Более того, подбор, например, поэтов предельно субъективен: если в подборе кандидатов, скажем, на позицию инженера фактор "нравится-не нравится" является второстепенным (главное – квалификация, которую можно оценить объективно), то в творческой среде этот фактор является определяющим (потому что часто квалификацию оценить сложно).

По словам Лаптева, пример отбора кандидатов творческих направлений можно увидеть при любой вступительной кампании какого-нибудь актерского вуза: каждый абитуриент обязательно должен продемонстрировать свои умения, причем в нескольких этапах и перед комиссией. Примерно так же действуют и работодатели: просят предоставить портфолио работ, оценивают его; просят продемонстрировать награды, которые были получены на заслуженных фестивалях. По подбору актеров есть даже специальные агентства, на сайтах которых предоставлена информация по весу-росту кандидата, пройденные курсы, основные навыки – все те, которые минимально подвержены субъективному мнению.

- Таким образом, весь метод на подбор кандидатов искусства сводится к двум этапам: обязательная демонстрация умений и попытка объективизации оценки со стороны работодателя, - подытоживает Лаптев.
 
Спрос на дизайнеров и артистов
 
В 2011 году агентство «РБК.Рейтинг» совместно с проектом "Улов-Умов" (поисковая система по вакансиям и резюме) подготовили очередной рейтинг самых востребованных творческих профессий в России. По итогам, самой востребованной творческой профессией оказалась специальность web-дизайнера. Средняя зарплата, которую им предлагали, составляла 28 тысяч рублей. Справедливости ради отметим, что зарплаты, опубликованные в рейтинге, очень приблизительны. Это среднее арифметическое по всей России. Разумеется, те же дизайнеры в Москве и, скажем, Туве получают очень разные деньги.
 
На втором месте – аниматоры и артисты. Их гонорары значительно ниже (если не сказать, преступно низкие) – в среднем, зарплаты колебались в районе 17 тысяч.
 
На третьем месте оказались модели. Казалось бы, каждая вторая красивая девушка сейчас работает моделью, но на деле их нужно еще больше. Хотя зарплаты, как следует из исследования, отнюдь не заоблачные – в среднем, по 28 тысяч в месяц.
 
Самые большие гонорары у архитекторов (12 место): в прошлом году они получали, в среднем, по 38 тысяч. Следом за ними идут колористы (11 место) – 34 тысячи рублей. Ну, а самые маленькие зарплаты – увы, все у тех же востребованных аниматоров и артистов (17 тысяч). Далее идут хореографы (18 тысяч) и актеры (19 тысяч).
 
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА СООБЩЕСТВА RB.RU

Екатерина Крупина, Кадровое агентство уникальных специалистов, Генеральный директор
Творцы – такие же наемные работники, как и представители «нетворческих» специальностей. И нельзя забывать, что компании нанимают их в первую очередь для решения задач бизнеса – развития компании и достижения прибыли. Поэтому данное «творчество» является сугубо прикладным. Для работодателя важно выполнение конкретных измеримых проектов, которые понятны большей части клиентов. Поэтому представитель творческой профессии, который делает непонятные для мэйнстрима вещи, считая, что его «не понимают», не будет иметь успеха у работодателя. Хотя, возможно, через 10 лет он станет признанным гением.

Работодателям, чтобы не прогадать при подборе специалистов творческих профессий (дизайнеров, архитекторов, веб-дизайнеров, копирайтеров и т.д.), необходимо задавать четкие критерии отбора, которые помогут оценить навыки, компетенции и уровень знаний специалиста. К примеру, архитектор обязательно должен знать стандарты и технологии строительства объектов, веб-дизайнер – разбираться не только в технологиях создания сайтов, но и ориентироваться в новых тенденциях веб-дизайна. Разработка критериев оценки пригодится как при подборе персонала, так и для проведения аттестации сотрудников.

Начинающая актриса Юлия, кстати, обходится и вовсе без зарплаты:

- В прошлом году закончила театральный факультет, это, кстати, уже второе мое образование. По первой специальности я социолог – родители настояли. Но это явно не мое призвание, так что, пользуясь предоставленной работающим мужем возможностью, пошла учиться. Сейчас я нарабатываю портфолио – играю в массовке, играю второстепенные роли, хожу на кастинги в кино. Причем чаще все это происходит на благотворительных началах, а в роли "благотворителя" – режиссер. Позже, если удастся вырваться из толпы конкурентов, я, конечно, буду зарабатывать – и вероятно, неплохо: наши самые именитые актеры за один съемочный день получают по несколько тысяч долларов. Мне же до этого пока как до Луны…

С полным текстом статьи можно ознакомиться здесь.


Опубликовано: 28.02.2012

Вернуться назад к списку

 

Архив материалов

© 2007-2016, Кадровое агентство «КАУС» -
поиск и подбор персонала в Москве

Карта сайта
Москва, ул. Новинки, д. 29
Телефон: (495) 660-35-40
Создание сайта:
Система Orphus     Superjob: подбор резюме и вакансий               Продвижение сайта - WWA       Рейтинг@Mail.ru