(495) 660-35-40

Кадровое агентство
уникальных специалистов

Кадровое агентство КАУС
>
>
СМИ о нас
 
 

СМИ о нас за 2012 год


Медпредставители — что изменит новый закон?

Российское агентство медико-социальной информации AМИ

С 1 января 2012 года в силу вступил Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», который ввел значительные ограничения на взаимодействие медицинских работников и представителей фармацевтического бизнеса. Недавно поступила информация: Минздравсоцразвития России разрабатывает и вскоре представит проект порядка осуществления контроля за исполнением положения закона «Об основах охраны здоровья граждан» в части ограничений, налагаемых на врачей и фармацевтических работников при осуществлении ими профессиональной деятельности.

Давно повелось, что общение фармацевтических компаний и врачей идет не напрямую, а через посредника — медицинского представителя. Именно он является связующим звеном между компанией, предлагающей линейку продуктов, и специалистом, решающим, какое лечение назначить пациенту. И основная задача медицинского представителя — это информирование врача.

Однако в последнее время в этой классической схеме произошли некоторые изменения. Появились сдерживающие деятельность медицинского представителя факторы, но одновременно роль его стала расширяться.

В статьях, действующего с 1 января 2012 года Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», существенно ограничивающего взаимодействие медицинских работников и представителей фармацевтического бизнеса, говорится, что закон «обеспечивает прозрачность взаимодействия врача и фармацевтической компании и вводит четкие механизмы, регламентирующие это взаимодействие». Также закон «побуждает фармацевтические компании корректировать деятельность медицинских представителей и вырабатывать новые инновационные способы распространения информации среди профессиональной аудитории».

Среди прочего, закон накладывает ограничения на визиты медицинских представителей к врачам в рабочее время, а также на беседы один на один. Возможно, такие меры бы не понадобились, если бы не негативный образ, сложившийся у общественности вокруг медпредставителей. Каждый из нас, заболев, хочет, чтобы врач назначил препараты, действительно необходимые в сложившейся ситуации, а не те, что он пообещал выписывать фармацевтической компании за вознаграждение в той или иной форме.

Другая причина резко отрицательного отношения к медпредставителям: бесцеремонность, с которой некоторые из них буквально вламывались в кабинеты, мешая врачам вести прием.

А между тем этот несколько демонизированный образ медицинского представителя вовсе не типичен, хотя и не так редок. На самом деле представитель фармкомпании призван не «впаривать» товар, как коммивояжер, а давать врачам полную информацию о препаратах и быть готовым ответить на любой вопрос.

Кто он — современный медицинский представитель? Говорит директор по персоналу фармацевтической компании «АстраЗенека Россия» Ольга Молина: «Это, прежде всего, человек с медицинским образованием. Он способен на языке врача донести информацию о препарате. Это человек с хорошей подготовкой — никто в хорошей компании не пустит вчерашнего студента сразу к врачам. Медпредставитель должен быть экспертом, оппонентом для врача, собеседником, способным вести дискуссию. Для этого требуются тренинги, специальное обучение — это уже дело компании. Представитель компании должен, помимо выполнения ключевой задачи — информирования о препарате, также обеспечивать обратную связь, давая врачам ответы на интересующие их вопросы, рассказывать о новейших исследованиях в области создания лечебных препаратов, формировать правильное отношение к продукту компании».

Но вернемся к новому закону и тем изменениям, которые он внесет в жизнь медпредставителей. В свете введения Федерального закона об охране здоровья их компетенции расширяются. Ограничены встречи в рабочее время один на один? Значит, придется переходить к групповому формату. Таким образом, теперь требуется не только блестящее знание продукта, но и умение эффективно проводить групповые мероприятия, вести дискуссию с аудиторией, работать в формате конференций и круглых столов.

Однако в некоторых регионах, к сожалению, закон восприняли чересчур буквально. Исполнительный директор AIPM (Ассоциация международных фармацевтических производителей) Владимир Шипков рассказал, что некоторое время назад минздрав Татарстана подписал приказ, запрещающий любые контакты врачей на территории республики с любыми фармацевтическими компаниями. Между тем, в Федеральном законе говорится: допускается прием медпредставителей по вопросам, связанным с проведением клинических исследований лекарственных препаратов, а также участие представителей в собраниях медицинских работников и иных мероприятиях, связанных с предоставлениям информации, в том числе и по вопросам мониторинга безопасности лекарственных препаратов и медицинских изделий.

«Мы указали на это в письме в федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, а также министру Татарстана, – говорит Владимир Шипков. — Вскоре получили официальный ответ, в котором было заявлено, что такой указ не выходил, что это подделка, и что они обратились в правоохранительные органы, чтобы разобраться, кто виноват».

Подобное происходило не только в Татарстане. Так, минздрав Красноярского края в феврале направил письмо в местные медицинские учреждения, где также говорится, что медицинские работники не только не вправе принимать от фармацевтических компаний и их представителей подарки, но также и заключать соглашения о назначении и рекомендации пациентам лекарств, получать образцы для вручения пациентам и осуществлять прием медпредставителей. То же самое происходило в Нижнем Новгороде, в Ульяновске. В данный момент Ассоциация международных фармацевтических производителей пытается разобраться с этой ситуацией.

Несмотря на все ограничения, значимость медицинских представителей останется высокой. Понятно, что диалог между медпредставителями и врачами может и должен происходить. Для предоставления врачам актуальной научной информации фармкомпании активно разрабатывают и внедряют инновационные каналы коммуникации. Рассказывает менеджер по реализации ключевых проектов фармкомпании «АстраЗенека Россия» Максим Агарев: «Мы считаем, что врачам не хватает информации и доступа к ней. На помощь должны придти цифровые технологии. Должны быть созданы веб-сайты о различных препаратах, сервисы для врачей, с помощью которые они, например, смогут посылать пациентам смс-напоминания о таблетках, приемах. Информация с медицинских конгрессов, форумов должна приходить врачам на e-mail. Кроме того, врачи должны иметь возможность пользоваться видеотрансляциями, а медицинские представители – демонстрировать врачам с помощью мобильных технологий, например, механизм действия того или иного препарата».

С ним согласен, директор по коммуникациям компании NovoNordisk Александр Быков. «Медицинские представители — очень нужный инструмент для врача. Медпредставитель, выполняя роль источника информации, может рассказать врачу о новых лекарственных средствах, о показаниях к применению уже используемых лекарств, анных о взаимодействии препаратов. Это особенно важно в нынешних условиях, когда появляются целые классы лекарств, такие как генно-инженерные биологические препараты, которых ранее не было. В таких условиях большинство врачей рассматривает визит медпреставителей как важный источник информации.

На мой взгляд, медицинский представитель должен иметь возможность общаться с врачом, но не в ущерб пациенту. В часы приема пациентов визиты осуществляться не должны. Общение же между ними должно быть максимально информативными, а не рекламным. И еще важно, чтобы фарминдустрия выработала соответствующие кодексы этического поведения, которые способствовали бы реализации этого принципа».

Конечно, технологии не заменят медицинских представителей, но помогут им и даже расширят их роль. Однако при этом не стоит забывать, что планы по модернизации могут быть самыми обширными, но разрушить их может низкий уровень компьютеризации на местах в глубинке.

Сейчас должность медицинского представителя вызывает интерес у соискателей на рынке труда. Работа не из легких, но и заработать можно неплохо. По данным кадрового агентства «КАУС-Медицина», в прошлом году фармацевтические компании московского региона платили медицинским представителям в среднем 50 тыс. рублей. Минимальный уровень — 35 тыс. рублей — работодатели предлагали специалистам без опыта или с минимальным опытом работы. Кандидатам с опытом продаж Rx-препаратов профильной специализации, имеющим наработанную базу и связи с opinion-лидерами работодатели предлагают до 70 тыс. рублей. Помимо неплохой зарплаты у медицинских представителей есть возможность и сделать карьеру, со временем продвинувшись по служебной лестнице в фарм.компании.

По словам консультанта по подбору персонала кадрового агентства «КАУС-Медицина» Анны Рыжик, «принятие нового закона, регулирующего деятельность фармацевтических компаний, практически не сказалось на деятельности медицинских представителей. Опрошенные нами представители фармацевтических компаний-производителей лекарственных средств отметили, что не планируют серьезных изменений в работе медицинских представителей, продолжали и продолжают набор персонала на данную позицию. Несколько изменилась стратегия продвижения лекарственных препаратов, но функции эти по-прежнему лежат на медицинских представителях. И при продвижении препаратов основная ставка делается на аптечные сети, особенно местные, стационары, а в отношении работы с врачами ключевую роль играет организация проведения конференций для врачей, тематических выставок и т.д.». При этом Анна Рыжик отметила, что «требования работодателей к специалистам становятся все более серьезными. Несмотря на то, что рынок насыщен кандидатами, найти квалифицированных и грамотных специалистов работодателям сложно. Стало тенденцией подбирать медицинских представителей с опытом по профильной специализации, что еще больше удлиняет сроки поиска сотрудника».

Лидия Громека

С полным текстом статьи можно ознакомиться здесь.


Опубликовано: 12.04.2012

Вернуться назад к списку

 

Архив материалов

© 2007-2016, Кадровое агентство «КАУС» -
поиск и подбор персонала в Москве

Карта сайта
Москва, ул. Новинки, д. 29
Телефон: (495) 660-35-40
Создание сайта:
Система Orphus     Superjob: подбор резюме и вакансий               Продвижение сайта - WWA       Рейтинг@Mail.ru