(495) 660-35-40

Кадровое агентство
уникальных специалистов

Кадровое агентство КАУС
>
>
СМИ о нас
 
 

СМИ о нас за 2012 год


«Стильное» руководство

Job.ru

Когда речь заходит о критериях выбора новой работы, чаще всего говорят, естественно, о зарплате, далее следуют: удобный график, близость к дому, возможность самореализации и карьерный рост, дружелюбный коллектив. И почти никто не упоминает о лояльном начальстве и стиле, в котором это начальство «командует парадом». А ведь именно от этого зависят и карьера, и самореализация, и отношения в коллективе, да и всё остальное, пожалуй, тоже.

В классическом стиле

На просторах интернета можно выловить множество классификаций руководства – от серьёзных научных работ до шуточных опусов, где начальники именуются «тиран и деспот», «добрый барин», «папуля-лапуля» и так далее. По словам старшего консультанта по подбору персонала в направлении Финансы и Бухгалтерия, Michael Page International Анны БАЛУЕВОЙ, «существует огромное количество работ и статей на этот счёт. Разные специалисты  пишут о разном, но, на мой взгляд, классический подход наиболее верный. Существует три основных стиля: директивный стиль (авторитарный); демократический стиль (коллегиальный); либеральный стиль (попустительский или анархический). Кратко их можно охарактеризовать так: авторитарный – «Я – начальник, ты – дурак», демократический – «Давайте это обсудим», либеральный – «Все взрослые люди, пусть что хотят, то и делают».

Как уточнила эксперт – консультант по подбору персонала Кадрового агентства уникальных специалистов Екатерина ОКЕАНОВА, при директивном стиле управления руководитель единолично принимает решения и контролирует работу всего коллектива. «Это наиболее строгие в общепринятом смысле слова руководители. От подчинённых требуется чёткое выполнение своих обязанностей и распоряжений начальства, в такой компании жёсткая дисциплина, любая инициатива наказуема. Распоряжения со стороны руководства поступают в форме приказов, как правило, в резкой форме. В таких компаниях существует система штрафов, взысканий, используются выговоры и другие наказания. Психологический климат в таких коллективах оставляет желать лучшего. Мнение сотрудников такого руководителя не интересует. Высказывать его, как и выступать с рационализаторскими предложениями – значит, навлечь неприятности на свою голову», – поясняет Екатерина.

«Однажды мне довелось работать в журнале, владельцем которого был бывший прапорщик. Честное слово! Он ничего не понимал ни в журналистике, ни в дизайне, но при этом твёрдо «знал», как писать тексты и делать обложки. Попытки объяснить ему хоть что-то заканчивались, как правило, увольнением. Главреды менялись раз в полгода. Сотрудники – ещё чаще», – вспоминает бильд-редактор Мария ТЕРЕХОВА.

Демократичный стиль управления, по словам Екатерины Океановой, подразумевает более гармоничное распределение инициативы и ответственности между руководством и подчинёнными. Такой руководитель интересуется мнением подчинённых, приветствует проявление инициативы. Решения принимаются коллективно. Общение с подчинёнными происходит почти на равных, в форме просьб, рекомендаций, в уважительной и доброжелательной форме. Они, скорее – коллеги, единомышленники, чем просто исполнители. В компании с демократичным стилем управления преобладает командный дух, качественная работа поощряется, приказы используются по мере необходимости. Психологический климат в таких коллективах благоприятный.

«В нашем маленьком агентстве всё решается совместно. В начале и в конце недели – общее собрание. В понедельник строим планы, в пятницу – подводим итоги. Возникла проблема – устраиваем мозговой штурм. Любые, даже самые нелепые, предложения можно без опаски высказать. Всё обсуждается, и иногда из идеи, озвученной, что называется, в порядке бреда, общими усилиями рождается вполне жизнеспособная концепция», – делится опытом менеджер рекламного агентства Михаил МАЛИКОВ.

А вот руководитель либерального стиля почти не участвует в управлении коллективом, пустив дела на самотёк. Такой начальник ждёт директивных указаний сверху или попадает под влияние коллектива. Он боится конфликтов, боится столкновений с коллективом, предпочитает не брать на себя ответственность, в любой ситуации «крайним» будет кто-то из его подчинённых. В таком коллективе отсутствует дисциплина, рассказывает Екатерина Океанова.

Военный режим и свобода творчества

«Плюс директивного стиля: задача будет выполнена чётко и вовремя. Минусы: тяжёлый психологический климат, невозможность проявления инициативы и творчества со стороны сотрудников, консерватизм», – перечисляет Океанова. Преимущества демократичного стиля, по её мнению, – благоприятный климат в коллективе, возможность реализовать свой потенциал. Однако для начальника при таком раскладе существует опасность начать оценивать работника исходя из его человеческих, а не профессиональных качеств. Кроме того, «демократия в отдельно взятом офисе» – это долгие совещания и мучительный поиск решения, которое устраивает всех, излишний «коллективизм», трата рабочего времени на неформальное общение на темы, не касающиеся работы, считает Океанова. Достоинства либерального стиля управления – поддержка творчества и инициативы. Минусы те же, что и при демократичном стиле, плюс нарушение дисциплины и сроков выполнения работы.

Для того чтобы преуспеть или хотя бы мирно сосуществовать с тем или иным руководителем, необходимо в первую очередь понять, с кем имеешь дело. Тут важно не ошибиться, ведь, как говорилось выше, руководители крайне редко используют только один из стилей. По мнению Анны Балуевой, принцип «противоположности притягиваются» в данной ситуации практически не работает. Сотруднику-«демократу», которому важно чувствовать доверие руководителя и иметь возможность самостоятельно принимать решения, будет крайне сложно выжить под руководством авторитарного босса, для которого характерно жёсткое единоличное принятие всех решений, постоянный контроль и отсутствие интереса к работнику как к личности.

В компании с директивным стилем управления будет невыносимо людям творческим, мыслящим нестандартно, любящим экспериментировать, пробовать что-то новое. Таких людей принцип «шаг вправо, шаг влево – расстрел» сразу же демотивирует. А вот хорошему, дисциплинированному исполнителю, который не любит брать на себя «лишнюю» ответственность, и хочет работать в жёстко очерченных рамках в «авторитарной» компании, работается комфортнее всего, уверена Екатерина Океанова.

В компании с демократичным стилем управления комфортно будет сотруднику, который любит сам планировать своё время, у которого развита самодисциплина, которому нужна «свобода манёвра» при чётко поставленной задаче. Некомфортно здесь будет тому, кто привык к авторитарному стилю руководства, кому нужны жёсткие рамки, кто не любит проявлять инициативу и всеми силами стремится избегать ответственности.

А вот творческим людям наиболее комфортно будет в компании с либеральным стилем управления, считает Океанова. Такой стиль характерен именно для творческих коллективов. Тех же, кто привык к директивному или демократичному стилю, кто ориентирован на выполнение работы, достижение результата в конкретные сроки, либеральный стиль управления будет раздражать своим разгильдяйством и кажущимся отсутствием порядка
.

Так что не стоит делить стили управления на «плохие» или «хорошие», считает Анна Балуева. Однако каждый из них может быть плох или хорош в той или иной ситуации. На выбор стиля может влиять очень много факторов: род деятельности компании и отдела, конкретная ситуация, личностные характеристики того (или тех), кем надо управлять. Например, для художественной мастерской не подойдёт авторитарный руководитель, а в бухгалтерии не стоит надеяться на самостоятельность и инициативу сотрудников. Более того, в работе эффективного руководителя в той или иной степени должен присутствовать каждый из трёх стилей руководства, и поведение шефа может меняться в зависимости от ситуации, убеждена Анна.

Согласна с коллегой и Екатерина Океанова. По её словам, стиль управления – это инструмент. Идеальный вариант для руководителя – уметь грамотно пользоваться всеми этими инструментами для достижения поставленных целей.


Юлия Анташева

С полным текстом статьи можно ознакомиться здесь.


Опубликовано: 17.10.2012

Вернуться назад к списку

 

Архив материалов

© 2007-2016, Кадровое агентство «КАУС» -
поиск и подбор персонала в Москве

Карта сайта
Москва, ул. Новинки, д. 29
Телефон: (495) 660-35-40
Создание сайта:
Система Orphus     Superjob: подбор резюме и вакансий               Продвижение сайта - WWA       Рейтинг@Mail.ru