Как найти менеджера по продажам?
По данным нашего агентства, даже в период пандемии спрос на профессиональных менеджеров по продажам остается на высоком уровне.
Это и не удивительно, так как данные специалисты приносят компании реальную прибыль.
В связи с высокой востребованностью менеджеров по продажам, остро стоит и вопрос их компетенции.
С чего начать?
Перед поиском нового сотрудника мы советуем определиться, какой именно продавец вам необходим:
- Нужен ли опыт продаж.
- Требуется ли собственная база клиентов.
- Опыт в какой отрасли важен.
- Готовы ли вы переманивать продавца из другой компании.
- Какие условия готовы предложить.
Предыдущий опыт - важный фактор выбора кандидата, на который стоит обратить особое внимание.
Например, менеджер, торговавший дрелями, наверняка справится с должностью менеджера по продажам в магазине строительных материалов.
В то же время у него возникнут трудности с продажей рекламы в СМИ.
Также стоит помнить, что успешность на прежнем месте работы может определяться не только профессионализмом продавца, но и стечением обстоятельств: пришел в удачный проект, в нужное время, на "горячую" клиентскую базу и т.д.
Если речь идет о продаже услуг: рекламы, полиграфии, страхования и т.п., имеет смысл рассмотреть кандидатов без опыта. Такому специалисту проще привить корпоративные правила, от которых будет зависеть успешность проекта.
Конечно, нужно помнить, что ввод в должность, обучение специалиста без опыта требует больших затрат, ресурсов и усилий. Однако они являются скорее инвестицией в развитие структуры, которая в будущем принесет дивиденды.
Чего опасаются руководители при наборе неопытных продавцов?
- Вала соискателей, из которых будет трудно выбрать нужного человека.
- Трудностей с оценкой компетенций, если соискатель никогда прежде не продавал.
Как же все-таки найти подходящего компании продавца?
Главная задача при найме человека без опыта - с минимальными затратами организовать проверку латентных компетенций.
И определиться, какие именно компетенции необходимо проверять.
Если речь идет о продаже конкретного предмета, то он сам и является товаром. А если продавать предстоит услугу - роль товара вынужден играть сам продавец, потому что качество неоказанной услуги необходимо каким-то образом продемонстрировать.
В этом случае возрастает роль коммуникативных навыков продавца, его умения устанавливать и поддерживать контакт, выявлять потребности клиента и навыков показывать, каким образом они будут удовлетворены.
Также важна грамотность, связная речь - как письменная, так и устная.
Немаловажными оказываются также организованность, исполнительность, умение планировать свою работу и время. Полезными будут и лидерские качества.
Выбор нужного кандидата
На первом этапе необходимо выявить лучшие резюме. Отсеиваем лишние кандидатуры по формальным признакам – в соответствии с ситуацией на рынке труда.
Далее высылаем отобранным кандидатам письма с просьбой написать эссе на тему, почему они хотят работать у вас.
Ставим рамки по объему и срокам.
Также отсеиваем неподходящих кандидатов: неграмотных, неадекватных, неисполнительных и неорганизованных.
Лучших претендентов можно пригласить на личное интервью.
В качестве задания можно предложить составить ранжированных список из 10 качеств, необходимых успешному менеджеру по продажам.
Умение слушать, убеждать, вести дискуссию, работать в команде, развитость коммуникативных навыков и многое другое можно оценить в рабочих группах.
После можно запустить четвертую фазу отбора. Попросите каждого кандидата прямо сейчас попытаться продать что-либо - ручку, блокнот, автомобиль, припаркованный за окном.
Наблюдайте, пытается ли соискатель задавать вопросы, выявлять потребности или только "забалтывает" потенциального покупателя.
Что ещё нужно учесть при поиске сотрудника:
- кандидатов необходимо мотивировать на самых первых этапах отбора,
- чтобы они начали писать эссе, предлагаемые условия должны быть среднерыночными или чуть лучше, чем у конкурентов.