Кадровое агентство
уникальных специалистов
Мы работаем!

Как найти самую лучшую работу: проходим собеседование

журнал "Аудит"

В прошлом номере мы обсудили, как правильно составить резюме. После размещения и рассылки резюме вы получите первые приглашения на собеседования. О том, как себя вести, что можно говорить, а о чем упоминать категорически нельзя – об этом наша статья.

Перед собеседованием

Перед собеседованием точно узнайте, как добраться до компании работодателя, посмотрите по карте описание проезда. Опаздывать на собеседование неприемлемо, поэтому лучше приезжать на 15 минут раньше.

Желательно перед собеседованием узнать, чем занимается компания, ознакомиться с ее сайтом, возможно, посмотреть информацию в СМИ.

Соблюдайте дресс-код – это  всегда является преимуществом. В идеале это должен быть деловой костюм в традиционном стиле, также допустим вариант темного низа и светлого верха, чистая обувь. У женщин – скромный макияж, ухоженные ногти и волосы. Джинсы и трикотаж необходимо исключить.

Во время собеседования

Помните, что первые 30 секунд собеседования имеют решающее значение, когда складывается общее впечатление о человеке. Поздоровайтесь, крепко пожмите руку (мужчины) собеседника, стойте прямо, смотрите ему в глаза и улыбайтесь. Не присаживайтесь, пока собеседник не предложит вам сесть.

Во время интервью очень важно внимательно слушать, называть собеседника по имени-отчеству, следить за его реакцией, спокойно делать короткие записи, отвечать на вопросы прямо и корректно, не допускать длинных пауз. Если Вы не поняли вопроса или вопрос недостаточно корректен, попросите собеседника переформулировать его.

Рассказывайте о себе и своем опыте работы искренне. Лукавство и недосказанность всегда заметны, а если собеседник опытный, он всегда это выявит. Говорите как можно больше о своих достижениях и выполняемых обязанностях, используйте количественные и качественные показатели.

Во время собеседования проявляйте интерес и энтузиазм именно к той компании, в которую приехали на собеседование. Владейте информацией о предложенной вам должности «от» и «до».

Проявляйте уважение к собеседнику, а также ко всем представителям компании, в которую вы пришли на собеседование. Будьте предельно вежливы и корректны, не торопитесь, не выказывайте нетерпения и недовольство.

Не болтайте лишнего! Странно, например, будет звучать из уст главного бухгалтера рассказ обо всех «серых» (не вполне законных) схемах, которые он применял у настоящего своего работодателя, и проблемах компании, и как он вместе с генеральным выпутывался из них, в том числе давал взятки – это конфиденциальная закрытая информация, и любой вменяемый работодатель сто раз подумает, а стоит ли брать такого разговорчивого и открытого главбуха на работу. 

Не преувеличивайте! Любой директор понимает, что пройти налоговую проверку совсем без штрафа нереально, а вот минимальная величина штрафа – это уже действительно заслуга главного бухгалтера, который либо работает с небольшими нарушениями, либо умеет договариваться – и то, и другое ценно для компании.

Если Вас заинтересовала компания и предложение от данного работодателя, скажите прямо об этом собеседнику в конце собеседования.

Работодатель в результате общения с вами должен понять, что вы – именно тот человек, который лучше всех справится с предложенным функционалом и будет способствовать решению задач, поставленных перед компанией.

А вот что не следует делать во время собеседования:

  • пользоваться мобильным телефоном (лучше его отключить),
  • жевать резинку,
  • вести себя вызывающе,
  • отвечать на вопросы односложными «да» или «нет»,
  • спорить, критиковать бывших работодателей,
  • подчеркивать свои недостатки,
  • проявлять повышенный интерес лишь к заработной плате, компенсационному пакету и прочим льготам.

Все бывает в этой жизни! Если вы вдруг встретили невоспитанного работодателя, который нарушает нормы морали, демонстрирует неуважение или пренебрежение к вашей персоне, просто встаньте, обязательно поблагодарите собеседника за встречу и покиньте офис.

Что делать, если работодатель начал проводить стрессовое интервью?

В последнее время работодатели при подборе персонала все чаще используют стресс-интервью или провокации. Вообще стресс-интервью является одним из самых спорных инструментов подбора персонала, поскольку чаще всего это интервью проводится некорректно и даже грубо, выглядит при этом либо как откровенное хамство, либо как плохо отрепетированный и сыгранный спектакль.

Применение методики стресс-интервью требует от интервьюера особого профессионализма, он должен четко понимать с какой целью такое интервью проводится, какой может быть реакция на него, как с этой методикой работать и как в итоге вывести кандидата из стресс-интервью, чтобы у него не осталось впечатления, что над ним просто бесцельно поиздевались и оскорбили. Обязательное правило корректного использования стресс-интервью – принести извинения кандидату в конце испытания и информировать о том, что это было стресс-интервью и для чего в данной компании применительно к данной должности оно применяется.

Для чего же используется стресс-интервью? Такое интервью оправдано в следующих случаях:

  • работа требует от сотрудника повышенной стрессоустойчивости, умения контролировать свое поведение в ситуациях психологического прессинга (аудиторы).
  • работа связана с коммуникациями с агрессивно настроенными людьми или стрессовыми ситуациями (сотрудники телефона доверия, крупье, официанты, налоговые инспекторы, продавцы).

Как понять, что с вами проводят провокационное интервью? Признаки стресс-интервью:

  • быстрое перескакивание с тему на тему, с вопроса на вопрос, при этом ответ на предыдущий вопрос остается недослушанным и по ощущениям кандидата вообще не интересует интервьюера;
  • вызывающий тон, поведение, вопросы; бестактность интервьюера;
  • создание неудобных ситуаций (задержка собеседования больше чем на полчаса, постоянные помехи со стороны других сотрудников компании, проведение собеседования в общей, слишком шумной комнате, изучение интервьюером в процессе собеседования посторонних документов, ответы на телефонные звонки и обращения других коллег);
  • вопросы неуместно личного, интимного характера.

Так что же делать, если вы поняли, что работодатель начал проводить стресс-интервью?

Варианта на самом деле всего два:

  1. Честно говорите, что вы поняли, что с вами проводят стресс-интервью, и вежливо заявляйте, что вы не хотели бы в этом участвовать.
  2. Понимая, что с вами проводят стресс-интервью, - держите удар, соберитесь,  сосредоточьтесь и постарайтесь выдержать его успешно, хотя бы потому, что это занятно и любопытно. Также вы сможете оценить уровень подготовленности и профессионализма интервьюера, будет ли он корректным или станет переходить на личности, будет ли держаться в рамках деловой этики и т.п. Это поможет вам принять решение относительно предложения работы в данной компании. 

Если работодатель уже начал проводить с вами стресс-интервью, то все-таки более приемлем второй вариант.

Удачи с поисками лучшей работы!

 

Екатерина Крупина, генеральный директор Кадрового агентства уникальных специалистов

С полным текстом статьи можно ознакомиться в журнале "Аудит" №8 август 2012 года

Сократите затраты
на подбор персонала
700 компаний уже выбрали наше агентство
Остались вопросы?
Получите бесплатную консультацию!