Кадровое агентство
уникальных специалистов
Мы работаем!

От летунов до джобхопперов

Job.ru

В былые времена, ещё лет двадцать назад, смена места работы по собственному желанию была мероприятием из ряда вон выходящим. Государство этого не поощряло, общество – осуждало. Людей, склонных к подобному поведению, презрительно называли «летунами», и показывали пародии на них в киножурнале «Фитиль». Напротив, ветеранов производства всячески поддерживали, уважали, «вешали» на доски почёта и с помпой отмечали юбилеи работы на предприятии. В наши дни многое изменилось.

«Летать» с умом

Сегодня на смену уничижительному «летун» постепенно приходит модное «джобхоппер», а сотрудников, засиживающихся на одном месте много лет, считают безынициативными и нецелеустремлёнными. Так как же часто надо менять работу, чтобы, с одной стороны, не прослыть «летуном», а с другой – не засидеться слишком долго на одном месте?

«Существует мнение, что менять место работы следует через каждые 3-5 лет. Это временной период, в течение которого сотрудник получает богатый опыт, развивается как профессионально, так и личностно, и может достичь определённого роста в рамках компании. Однако не каждый работодатель может предложить своему сотруднику более высокую позицию. Поэтому перспективному кандидату приходится искать новое место для своего дальнейшего развития. Также считается, что специалисту, отработавшему в рамках одной компании более 5-7 лет, будет трудно адаптироваться в новой организации. Связано это в большей степени с привыканием к системе, которая принята в каждой компании. Поэтому на новом месте сотруднику бывает довольно непросто перестроиться с одной привычной динамики работы на другую», – считает эксперт – ведущий консультант по подбору персонала Кадрового агентства уникальных специалистов Анна РЫЖИК.

Во многом оптимальный срок для «перемены мест» зависит от того, в какую компанию вы устраиваетесь: российскую или зарубежную. «При приёме в российскую компанию могут даже не посмотреть на частоту смены работы, в международной компании скорее это может стать одной из причин выбора не в пользу часто меняющего работу кандидата. Если говорить о среднем оптимальном сроке в настоящее время, то это около трёх лет в одной компании», – уверена старший консультант по подбору персонала в направлении Финансы и Бухгалтерия, Michael Page International Анна БАЛУЕВА.

В каком случае стоит прислушаться к желанию сменить работу, а когда лучше повременить? Опытные HR-менеджеры советуют начинать искать новую работу, как только становится ясно: в этой компании вы сделали всё, что могли. Карьерный и профессиональный рост здесь закончен. Не менее уважительной причиной считается уход в компанию, где вам предлагают зарплату существенно больше прежней. Важно и внутреннее самоощущение. Если пропал интерес к работе, и от былой мотивации не осталось и следа – значит, пора уходить. «Оптимальный срок пребывания работника на рабочем месте – такой, какой нравится. Как только работа перестала устраивать – работу лучше менять», – полагает генеральный директор Столичной Консалтинговой Группы «Топ Персонал» Алина ЗЕЛИКСОН.

Верность и преданность

По мнению Анны Рыжик, со стороны работодателя отношение к «долгоиграющим» сотрудникам может быть как положительным, так и отрицательным. Положительные стороны долгосрочного пребывания специалиста в рамках одной компании – уверенность в сотруднике как в надёжном партнёре, доверие к нему. «Минусы, которые могут отметить для себя работодатели, – это сомнение в отношении гибкости и стремления специалиста к развитию, а также возможные сложности с его адаптацией в новой структуре. Но в каждом из вариантов играют роль множество деталей, и опыт каждого отдельного кандидата – это его индивидуальная профессиональная история», – говорит Анна Рыжик.

Алина Зеликсон называет и другие плюсы «пожизненного» пребывания на одном рабочем месте. Для руководства такие сотрудники – это стабильность, лояльность к компании, возможность наставничества. Для самого работника – надбавка за стаж, а также уважение со стороны коллег и руководства. Главный отрицательный аспект – отсутствие прогрессивности и чрезмерный консерватизм. «Как правило, ветераны не любят перемен, могут вносить смуту в умы новичков, влияют на настроение», – делится опытом Алина. Впрочем, несмотря на отдельные минусы, постоянство ценится всегда и везде, а если оно сопровождается карьерным ростом и прогрессирующей материальной компенсацией, то можно быть уверенным, что сотрудник лоялен и не подведёт.

Согласна с коллегами и Анна Балуева. По её мнению, если человек проработал пять-семь лет на одной позиции, выполняя одну и ту же работу, то, скорее всего, будущий работодатель будет опасаться, что человек не развивался, что он не мотивирован на карьеру и так далее. С другой стороны, если сотрудник, проработав много лет в одной компании, успел сменить несколько позиций (например, рост был вертикальным) – это может быть расценено как положительный знак: сотрудник лоялен к своей компании, он развивается профессионально и добивается хороших результатов.

«Если развитие в компании горизонтальное, то это также может быть расценено потенциальным работодателем как положительный фактор: сотрудник развивался в разных направлениях, приобретая широкий диапазон навыков и имея богатый кругозор и взгляд на бизнес», – добавляет она. А в некоторых сферах верность и преданность компании вообще стоят на одном из первых мест в списке требований к кандидатам. Например, по словам Анны Балуевой, крайне важно иметь «постоянных» сотрудников в бухгалтерии. Если главный бухгалтер меняет работу каждые год-два, этот факт должен насторожить потенциального работодателя.

Птица-летун

«Год. Ну максимум два. После этого срока я постепенно начинаю ненавидеть не только работу, которую нужно делать, но и свой стул, стол, вид из окна кабинета, станцию метро, где находится офис. Разумеется, ни о какой эффективности не идёт и речи. Поэтому за 15 лет трудовой деятельности у меня в Трудовой книжке 12 записей. И никаких проблем с поиском новой работы», – признаётся дизайнер Ольга АСТАХОВА.

Летунами, или же джобхопперами (hopper – прыгун), сегодня принято называть тех, кто не удерживается на одном месте больше года. «Этих людей ещё называют «джамперы» от английского слова to jump – прыгать. Когда новый сотрудник приходит в компанию, первый год обычно уходит на интеграцию, т.е. первый год в сотрудника «инвестируют» и только потом он или она своей работой возвращают в компанию эти «инвестиции». Потенциальный работодатель будет бояться, что такой «джампер», придя в компанию, научится всему за первый год и сбежит за новым опытом», – говорит Анна Балуева. Однако в некоторых ситуациях у летунов – карт-бланш. Например, при подборе сотрудников на проектные работы. По словам Анны Балуевой, если человек меняет работу каждый раз, когда заканчивается проект, это вполне объяснимо и логично.

Интерес к «летунам» с успешным опытом работы проявляют работодатели, для которых важно именно краткосрочное сотрудничество, исходя из потребностей и перспектив построения бизнеса. По словам Анны Рыжик, «надо учитывать, что есть ситуации, когда сотрудника берут на краткосрочный проект. Это может быть start-up проект по открытию нового направления в компании или нового бизнеса, где выгоднее подключить узких специалистов на временный проект, а после сформировать штат специалистов на постоянной основе. В таких случаях для работодателя важно, чтобы нанимаемый специалист имел успешный опыт проектной работы, выполнения поставленных задач в указанные сроки. Здесь уже работодатель обращает внимание на сроки работы в компаниях, исходя из своих потребностей, и если понимает, что за указанный период (к примеру, от трёх месяцев до года) кандидат успешно справился с поставленными задачами, то интерес к такому специалисту у работодателя возрастает».

Юлия Анташева

С полным текстом статьи можно ознакомиться здесь.

Сократите затраты
на подбор персонала
700 компаний уже выбрали наше агентство
Остались вопросы?
Получите бесплатную консультацию!