Кадровое агентство
уникальных специалистов
Мы работаем!

«Бухгалтер, милый мой бухгалтер»

Job.ru

Бухгалтерский учёт – дело тонкое. От того, насколько компетентен тот или иной специалист, следит ли он за постоянно изменяющимся законодательством, да и вообще способен ли мыслить одновременно логически и творчески, во многом зависит благополучие компании. На Западе профессия бухгалтера – одна из самых высококвалифицированных, а значит – и высокооплачиваемых. Быть бухгалтером там так же почётно и выгодно, как и юристом. У нас в стране долгие годы ситуация была прямо противоположной.

«А меня вообще сослала в бухгалтерию!»

В советское время бухгалтеры были самым загнанным чиновничьим классом. Среди них было не более 20% специалистов с высшим образованием. Помните, с какой ненавистью Шура из «Служебного романа» говорила о своём основном месте работы? В начале 90-х в России сменился не только государственный строй, но и экономическая модель развития. Начали появляться новые хозяйственные операции, хозяйственные ситуации, которые никак не вписывались в советские правила бухгалтерского учёта. Это было сложное время. Но количество образованных бухгалтеров резко повысилось. Правда, в основном за счёт переученных инженеров.

«В 90-х мне было около 40-ка, я работала в КБ, – рассказывает главный бухгалтер компании – поставщика автокомпонентов Марина БЕРСКАЯ, – после распада Союза нам стали платить сущие копейки, и я решила сменить профессию. Тогда для этого достаточно было закончить курсы. Некоторые с этим скудным багажом сразу шли в главные бухгалтеры небольших компаний. Но тогда всё было просто: если с отчётами были совсем неразрешимые проблемы, руководство предпочитало просто купить новую компанию».

Естественно, ни о какой нормальной собираемости налогов не могло быть и речи. Такая ситуация абсолютно не устраивала государство. В 1996 году появился закон «О бухгалтерском учёте», а день когда его подписал президент Борис Ельцин – 21 ноября – стал отмечаться в России как «День бухгалтера». После того, как худо-бедно привели в некий порядок законодательство, пришло понимание, что без высококвалифицированных бухгалтеров не обойтись. В 1997 году был создан Институт профессиональных бухгалтеров, а в 1998 году правительством была утверждена программа реформирования бухгалтерского учёта.

Учиться, учиться и ещё раз учиться

В Квалификационном Справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих указано, что для соответствия должностям «Главный бухгалтер», «Финансовый директор», «Заместитель директора по финансам» по государственным требованиям к квалификации необходимо иметь Аттестат Профессионального Бухгалтера. (Постановление Министерства труда №37 от 21.08.98г. с изм. от 12.11.03 г.).

Бухгалтер, имеющий определённое образование и опыт работы, имеет право обратиться в Институт профессиональных бухгалтеров и пройти подготовку (полный курс – 240 часов), после чего получить искомый сертификат. Но свою квалификацию нужно постоянно подтверждать. Иными словами, чтобы носить гордое звание профессионального бухгалтера, необходимо раз в год прослушивать ещё 40 часов лекций.

Руководитель направления подбора персонала «Финансы и Бухгалтерия» Kelly Services Ольга КОРНИЕНКО:

«Последнее время сертификат профбухгалтера – обязательный документ для главбуха, и не является лишним для обычного бухгалтера. Его наличие означает осведомлённость работника в последних изменениях в законодательстве. Получить такой сертификат можно в специализированных центрах обучения. ACCA, CIMA чаще требуется для финансистов».

По словам Ольги Корниенко, в 99% случаев первым требованием к кандидатам стоит высшее экономическое или финансовое образование. А вот особых предпочтений по поводу вуза у работодателей нет. Это подтверждают и в Кадровом агентстве уникальных специалистов – с одной оговоркой.


Руководитель направления кадрового агентства «КАУС-Финансы» Ольга ГОФМАН:

«Требование к уровню образованию появляется при подборе на руководящие позиции. Крупные компании приветствуют профильное образование, полученное в государственном вузе либо коммерческом с хорошей репутацией на рынке труда. В целом, если речь идёт о бухгалтерских позициях, то главным фактором является не образование, а опыт работы, знание ПО. Сейчас эта тенденция менее ярко выражена, но буквально год назад было сложно найти специалиста с опытом работы в восьмой версии 1C. Тогда многие работодатели брали бухгалтера на работу и обучали, а сегодня уже ищут готовых специалистов».

По словам Ольги Корниенко, компании часто выдвигают жёсткие требования по поводу опыта работы в той или иной программе. Поэтому знание сразу нескольких бухгалтерских программ изрядно повышает шансы кандидата. Ещё одно, всё чаще встречающееся требование – знание иностранного языка, как правило, английского.

Особой популярностью у работодателей в последнее время пользуются универсальные специалисты – это отмечают все опрошенные нами эксперты. «Всегда стабильно высокий спрос на бухгалтеров на участки, – говорит Ольга Гофман. – Но если раньше работодатели искали специалистов на узкие участки, то сейчас многие компании стремятся найти бухгалтеров, которые хорошо знают и могут совмещать несколько участков, смогут заменить в случае отсутствия коллегу».

И ещё – бухгалтерам на заметку. Работодатели предпочитают работников с опытом работы в одном месте от 3 лет. По словам Ольги Гофман, найти таких специалистов довольно сложно: многие имеют в своем активе несколько мест работы по 1-2 года. В общей сложности бухгалтерский стаж набегает приличный, но при прочих равных таким кандидатам откажут скорее.


Доходное место

Впрочем, опытный бухгалтер без работы вряд ли окажется:  именно неплохой стабильный заработок до сих пор побуждает некоторых бюджетников «сменить ориентацию». «Даже среди молодых бухгалтеров иногда встречаются специалисты с непрофильным образованием, к примеру, педагогическим, – рассказывает Ольга Гофман. – Их основная мотивация перехода на бухгалтерскую стезю – стабильный доход, постоянная востребованность на рынке. Вот среди этой категории очень часто встречаются «скакуны», которые часто меняют работу».

Постоянная востребованность позволяет кандидатам диктовать рекрутёрам свои условия. Большинство предпочитает работу недалеко от дома: эту тенденцию отмечают и в KELLY Services, и в «КАУС-Финанс».

Что касается заработка, то у молодых специалистов он традиционно не очень большой. По словам Ольги Гофман, в Московском регионе бухгалтеры без опыта работы, с образованием, полученным в коммерческом вузе, могут рассчитывать на зарплату 15-25 тыс. рублей. А вот знание английского и международных стандартов финансовой отчётности может чуть ли не вдвое повысить «стоимость» молодого специалиста: в представительствах иностранных компаний ему могут предложить оклад от 35 тыс. рублей.

«Главные бухгалтеры с опытом работы от 1-2 лет, не имеющие хорошего опыта прохождения проверок, будут востребованы на позиции заместителя главного бухгалтера с зарплатой от 50 тыс. рублей, – рассказывает специалист «КАУС-Финанс», – опытные главбухи получают от 70 тыс. рублей – уровень зарплаты зависит от функционала, отрасли компании и прочих факторов».

В зарубежных компаниях уровень оплаты значительно выше. По данным KELLY Services, специалисты средних и крупных иностранных компаний, работающих в России, могут рассчитывать на следующие зарплаты:

  • главбух с английским: 180 – 220 тыс. рублей;
  • главбух без английского: 90–150 тыс. рублей;
  • старший бухгалтер: 70–120 тыс. рублей;
  • ассистент бухгалтерии:  25–30 тыс. рублей.


Подбор бухгалтера – дело ответственное и требует определённой компетенции. Что делать руководителю, если нужен главный бухгалтер? Как оценить уровень компетенции кандидатов? Лучший способ – профессиональное тестирование. Существуют стандартные методики, можно заказать тест, ориентированный на специфику конкретного предприятия. Одно «но»: результаты этих тестов нужно уметь правильно оценить. Поэтому именно при подборе главных бухгалтеров стоит обратиться к услугам опытного и компетентного посредника. А вот рядовых сотрудников можно искать как угодно, тем более, что главные бухгалтеры зачастую предпочитают самостоятельно заниматься подбором подчинённых, никому не доверяя это ответственное дело.

Екатерина Сухорученкова

С полным текстом статьи можно ознакомиться здесь.

Сократите затраты
на подбор персонала
700 компаний уже выбрали наше агентство
Остались вопросы?
Получите бесплатную консультацию!