Кадровое агентство
уникальных специалистов
Мы работаем!

В бой идут одни новички

 журнал "Катрен-Стиль", №10 октябрь 2011

Ирина Куривчак о том, как прижиться молодому специалисту на новом месте.

Истории «зеленых» специалистов

Если составить рейтинг трудностей, с которыми сталкивается молодой специалист на новой работе, то, по мнению молодых фармацевтов Надежды и Ольги, он будет выглядеть так:

1. Самое сложное — найти общий язык с новым коллективом, запомнить имена и подружиться со всеми.

2. Ужасно сложно — запомнить всю информацию о своих обязанностях, о том, что где находится и как делается.

3. Очень сложно — понять, какие в коллективе приняты гласные и негласные правила, что здесь можно и что нельзя.

4. Сложно — справиться со стрессом от всех вышеперечисленных задач.

Надя и Ольга работают в одной из московских аптек недавно. Для Нади это второе место работы, на первом отношения не сложились. Для Ольги это первое рабочее место, и здесь у нее тоже были поначалу определенные сложности. Девушки согласились рассказать нам, с какими трудностями столкнулись в начале рабочего пути.

Как я прикрывала прогульщицу

Надя рассказала случай, который произошел с ней около года назад, когда она устроилась на свое первое место работы. Девушка работала первую неделю, когда опытная коллега попросила «прикрыть» ее — не говорить заведующей, что она ушла с работы на час раньше. «Я, конечно, испугалась, — говорит Надя. — Но отказать было тоже страшно. Тем более что заведующая в этот день уехала раньше. Вроде бы ничего в том, что коллега убежала с работы, не было. Но неожиданно позвонила заведующая и попросила ее к телефону, а я даже не знала, что сказать. В итоге я соврала, что она вышла и перезвонит, когда вернется. С меня семь потов сошло от страха. Я сразу позвонила коллеге на мобильный, но он оказался недоступен. Больше никто в тот день в аптеку не звонил. А утром я выразила коллеге свое недовольство по поводу этой ситуации. Она оскорбилась, сказала, что ее сын вчера выступал с концертом. Что у меня просто нет детей, поэтому я не понимаю, как это важно. А потом пришла заведующая и спрашивает у нее: «Почему ты мне не позвонила вчера, разве Надя тебе не передала, что я хотела с тобой поговорить?» А она говорит: «Нет, не передала». Тогда заведующая у меня спрашивает: «Почему?» И я, сбитая с толку, краснею и говорю: «Забыла». В итоге, из-за этой истории у меня испортились отношения с коллегой, и она настраивала против меня других. При первой возможности я поменяла работу».

Переживания по поводу и без

Ольга не сталкивалась с такими сложными ситуациями, но трудности тоже возникли: «У меня не было особого стресса в первое время. Я достаточно уверенный в себе человек, люблю общаться. С удовольствием бежала на работу, мне нравилось общаться с покупателями и коллегами. Но у меня тоже случилось несколько конфликтов, по поводу которых я очень переживала. Я по натуре "отличница", все люблю делать безупречно, клиентам всегда улыбаюсь, консультирую подробно. А коллеги начали делать замечания — раскритиковали мою манеру общения, сказали, что я задерживаю очередь своими вопросами клиенту, что у них тоже много людей в час пик, а я медленно работаю и им не помогаю. Для меня это просто смертельно обидно, я вообще не переношу критику. Решила, что они просто завидуют, а их методы работы мне не близки. Очень переживала из-за каждого такого инцидента. Мне казалось, что коллеги меня невзлюбили, шепчутся за моей спиной. Это сейчас я понимаю, что им было все равно. Только для меня было важно каждое слово в мой адрес. А потом все само собой утряслось, они стали реже меня критиковать, я стала меньше переживать из-за этого. Но до сих пор жалею, что столько себе нервов испортила в первые полгода».

Коллектив: полюбить или уволиться

Сколько бы ни рассказывали историй о том, что можно не обращать внимания на трудности в отношениях с коллективом, а просто работать — для большинства людей комфортное общение с коллегами очень важно. Зачастую новичок, особенно молодой специалист с острым восприятием любой несправедливости, хочет переделать мир вокруг. Это похвальное желание, но изменить коллектив, его устои новому человеку обычно не под силу. Сплоченная команда просто вытолкнет из своих рядов того, кто начнет диктовать свои условия. Если человек хочет сработаться с новым коллективом, то должен принять его ценности и правила игры. Иногда это оказывается невозможной задачей. К примеру, человек не готов принять, что принято сплетничать за спинами коллег. Что ж, не готов — ищи другой коллектив. И это будет благом для самого человека, поскольку не придется мучиться рядом с неприятными людьми. «Одна из основных сложностей, с которой сталкиваются молодые специалисты, — это различные негласные правила, складывающиеся в каждом коллективе в отношении профессиональной этики, работы с клиентами, - комментирует Ирина Ландышева, ведущий консультант кадрового агентства «КАУС-Медицина» (Москва). - Если правила противоречат морально-этическим ценностям молодого специалиста, ему будет сложно. В такой ситуации многое зависит от того, насколько сотрудник сможет принять или не принять существующий порядок. Молодому специалисту можно посоветовать придерживаться правил, принятых в компании, и отработать хотя бы год, чтобы получить необходимые практические знания и навыки».

Если коллектив не принял вас в первую же неделю, не спешите расстраиваться. Время адаптации вас к коллективу и коллектива к вам может быть довольно длительным, до полугода, — так считает Эльвира Орловская, заведующая аптечными учреждениями Тосненского районно-потребительского общества Ленинградской области (Тосно): «Не стоит расстраиваться и говорить "меня не принимают коллеги!" раньше времени. В первое время вас могут просто проверять — давать слишком сложные задания, отказывать в помощи и так далее. Постарайтесь зарекомендовать себя как спокойного, работоспособного человека. Не поддавайтесь на провокации и делайте свое дело. И не нужно слишком волноваться. Важно просто понять, что в один день всего запомнить не удастся и принять это как данность. И самое главное — везде ценится пунктуальность. Приходите вовремя!»

Многие работодатели отмечают, что у молодежи завышенные требования к зарплате при небольших знаниях. «В последнее время прослеживаю за собой тенденцию — не брать на работу молодежь, так как знания у сегодняшних выпускников не те, что давали нам, - отмечает Эльвира Орловская. — Зачастую они хотят ничего не делать и сразу много получать. Сначала они попадают в крупные сети, поэтому успевают свои "ангельские крылья" пообломать там и приходят к нам уже "пластилином". И вот тогда сделать из них можно тех специалистов, которые нужны нам».

Поможет ли работодатель?

Работодатели заинтересованы в том, чтобы новичок как можно быстрее адаптировался и начал работать в полную силу, поэтому всячески ему в этом помогают. Главное - правильно пользоваться помощью. «Программы адаптации новых сотрудников, как правило, используют крупные аптечные сети (от 10 аптек), — отмечает Ирина Ландышева, «КАУС-Медицина». - Новичков направляют в обучающий центр, где они изучают базовый курс работы аптечной сети, кассовое обслуживание, принципы раскладки препаратов в аптеке. Также сотрудники проходят тренинги по различным вопросам взаимодействия с клиентами (продажи, разрешение конфликтных ситуаций). Далее к новичку прикрепляется наставник, задача которого — контролировать работу специалиста, исправлять его ошибки, помогать влиться в коллектив (знакомить с сотрудниками, приглашать на совместные мероприятия). В конце программы адаптации сотрудник пишет отчет по всем этапам, где описывает выполненные задачи и указывает рекомендации по улучшению адаптационной программы».

Психологическая адаптация

На первом этапе работы для нового сотрудника важнее всего психологический аспект. «В течение первого месяца душевный комфорт новичка зависит отнюдь не от трудовых подвигов, а от его умения ладить с людьми, — считает Эльвира Орловская, заведующая аптечными учреждениями Тосненского райпо. — Проблемой становится тот факт, что человек пытается влиться в давно и крепко спаянный коллектив. Жизнь пришедшего недавно специалиста станет гораздо легче, если его берем под свое крыло я или лидер в коллективе, так что я всегда прикрепляю новенькую к опытному сотруднику. Я даю понять новым сотрудникам, что пока их цель — это именно влиться в коллектив, стать "своим". Генерировать гениальные идеи, добиваться лидерства и звать за собой на великие дела они будут потом. А еще я стараюсь принимать на работу людей и комплектовать коллективы примерно по возрасту, чтоб им самим было интересно в общении и в лидерстве».

Профессиональная адаптация

Людмила Копосова, менеджер по обучению и развитию персонала сети аптек «36,7» (Нижний Новгород), рассказывает о том, как выстроена система адаптации для новичков в их сети: «Каждому новому сотруднику выдается план стажировки, где подробно описано, что и в какие сроки необходимо освоить для успешного вхождения в должность. Придя в наши аптеки, вчерашние выпускники попадают в руки наставников — профессионалов, которые на практике все подробно и терпеливо объясняют. Одна из важных задач нашей компании — формирование клиентоориентированности сотрудников. Молодые фармацевты знакомятся с нашими стандартами обслуживания покупателей на тренингах "Мастерство продаж в аптеке" и "Работа с обращениями покупателей". Также для грамотного консультирования клиентов первостольнику необходимо знать продукцию, представленную в аптеке. Поэтому в первые месяцы работы новые сотрудники довольно часто приглашаются на различные виды обучения, проводимые представителями компаний-производителей. Конечно, для того чтобы молодой специалист стал успешным сотрудником, усилий одного наставника мало, необходимо и самому новичку проявлять заинтересованность и инициативу».

Дружить или работать?

На работе профессиональные интересы иногда идут вразрез с личными. У тебя своей работы по горло, а коллега просит помочь. Откажешь — обидится, согласишься — будешь перегружен делами. Кто-то делает выбор в пользу работы, и его считают эгоистичным карьеристом, кто-то старается во всем угодить коллегам и, в итоге, не очень успешен в делах.

Как сделать правильный выбор?

«Перед молодым специалистом, который приходит работать в компанию, стоят две задачи. Первая — показать себя как хорошего специалиста, нацеленного на профессиональное развитие. И вторая — зарекомендовать себя как надежного и ответственного коллегу, с которым комфортно работать, на которого можно положиться, — считает Ирина Ландышева, «КАУС-Медицина». — Получив работу, молодой специалист должен понимать, что он приходит, в первую очередь, работать, а не дружить и общаться. Нужно вести себя доброжелательно и корректно со всеми сотрудниками, оперативно выполнять поручения руководства. Свои амбиции, желания и правила стоит умерить: "Это я буду делать, это — не буду", — такого быть не должно».

Если коллектив в компании дружный, то стать его частью труда не составит. Но что если новый сотрудник оказался в гуще интриг и склок? «Если коллектив разрозненный, разбит на группки, между которыми сложились напряженные отношения, не стоит принимать чью‑либо сторону, — советует Ирина Ландышева. — Ведите себя нейтрально, выполняйте работу, общайтесь на профессиональные темы. Не нужно юлить, обманывать коллег и руководителя, плести интриги и участвовать во внутренних играх. Помните, что ваша задача — набраться опыта и знаний, наработать необходимые навыки».

12 секретов успеха для новичка

Не устать от работы в первый же месяц помогут 7 советов от Ирины Ландышевой, ведущего консультанта кадрового агентства «КАУС-Медицина» (Москва).

1. Чтобы быстрее вникнуть в работу, нужно слушать и главное — слышать все, что вам объясняют и советуют коллеги, наставники в процессе работы.

2. Если перед вами поставили задачу, с которой вы не можете справиться (не хватает знаний, физически не сможете выполнить) — сразу скажите об этом. Не нужно молчать и не выполнять, так вы только испортите свою репутацию. Уточните у своего руководителя

(наставника), к кому можно обратиться для решения того или иного вопроса, рабочей задачи.

3. Полученные знания старайтесь осваивать в процессе работы. Например, если вы изучили новый лекарственный препарат, предлагайте его покупателям, рассказывайте о нем.

4. Не бойтесь каверзных вопросов! Если клиент спрашивает про незнакомое вам лекарство, попросите его подождать и обратитесь за помощью к коллеге, проверьте наличие данного препарата по базе.

5. Чтобы привыкнуть к рабочему графику, старайтесь ложиться пораньше, желательно в одно и то же время каждый день.

6. Не устраивайте перед началом рабочей смены, рабочей недели «тяжелый отдых», после которого нужно долго физически и эмоционально восстанавливаться.

7. В нерабочее время отдыхайте, отвлекитесь от работы. Если вы берете на изучение дополнительные материалы домой, не нужно уделять им все свое свободное время. Иначе может произойти эмоциональное выгорание.

Еще 5 советов для быстрого вхождения в работу дала новичкам Людмила Копосова, менеджер по обучению и развитию персонала сети аптек «36,7» (Нижний Новгород):

8. Делайте правильные выводы из совершенных ошибок и «не наступайте дважды на одни и те же грабли».

9. Развивайте в себе такие качества, как пунктуальность и уважение к людям, а также вежливость. Заинтересованно относитесь к работе, проявляйте добросовестность в мелочах.

10. Подчиняйте свои интересы интересам коллектива.

11. Научитесь контролировать свои эмоции.

12. Вкладывая в работу профессионализм, любовь и заботу о людях, вы не просто будете продавать лекарства, а поможете людям быть здоровыми, а значит, счастливыми!

Резюме

Начинающему провизору или фармацевту приходится осваивать огромные объемы информации в первые недели работы. Причем зачеты и экзамены по изученному материалу приходится сдавать каждый день — прямо у прилавка, отвечая на вопросы покупателей. На новой работе важно и выстроить хорошие отношения с коллегами, и показать себя грамотным профессионалом. Вторая задача главнее. Даже если вы будете душкой и хохотушкой, это еще не значит, что вас будут ценить как профессионала. Настоящее уважение коллег и признание руководителя получит только тот специалист, который будет усердно трудиться, выполнять работу качественно и постоянно профессионально расти. Такому специалисту простят мелкие недостатки, ошибки и будут уважать и любить.

С полным текстом статьи можно ознакомиться в журнале "Катрен-Стиль", №10 октябрь 2011г.

Сократите затраты
на подбор персонала
700 компаний уже выбрали наше агентство
Остались вопросы?
Получите бесплатную консультацию!