Основные тенденции рынка труда в области продаж в Москве
Если говорить о периоде локдауна, который произошёл в 2020 году, то он сказался на большинстве сферах бизнеса. Продажи пережили его неоднородно.
Сложнее ситуация была в западных компаниях – из-за закрытых границ, отсутствия поставок и изменения в курсах валют.
В то же время в некоторых отраслях продажи, напротив, не пострадали - это фармацевтика, медицина, IT.
В текущем 2021 году наметился курс на активный рост отрасли.
В настоящее время спрос на специалистов в продажах также повышается. За первое полугодие 2021 года только в нашем агентстве количество вакансий в этой отрасли увеличилось на 50%.
Также мы можем выделить следующие тенденции, присутствующие на рынке труда в сфере продаж в Москве:
Запрос на стабильность
Стабильность - один из главных запросов со стороны соискателей на рынке труда в продажах.
После пандемии, соискатели не согласны работать только за бонусы или процент с продаж. Подавляющее большинство кандидатов хотят гарантированный оклад. Кроме того, кандидаты стали более осторожными и осмотрительными. Они не торопятся менять место работы, даже если на текущем месте работы что-то идёт не так, но зарплата при этом стабильно выплачивается.
Рост окладов
И отсюда следует второй тренд - рост окладов в продажах.
Если раньше нередкими были оклады в 20 тысяч рублей и бонусы за выполнение KPI плюс процент с продаж, то сейчас минимальный размер оклада, за который готовы работать средние по уровню квалификации менеджеры по продажам, - это 50 тысяч рублей.
Sales рассматривают вакансии с окладом от 60 тысяч рублей и бонусы.
Со стороны кандидатов также резко увеличился запрос на “белую” зарплату. Больше кандидатов готовы рассматривать только официальный доход. В этом направлении двигаются и многие компании.
Также растет процент оформления сотрудников проходит через самозанятость или ИП. Так как многие компании также стремятся оптимизировать налоговую базу. И для соискателей это также один из способов получать официальный доход.
Удаленный и гибридный форматы работы
Всё большее распространение получают дистанционные отделы продаж либо гибридные форматы, когда сотрудник несколько дней в неделю работает из дома. Эту опцию работодатели рассматривают как фактор нематериальной мотивации.
Новая профессия
За последний год окончательно выделились в отдельную специализацию позиция «удаленный менеджер по продажам». Теперь есть два разных предложения и менеджер по продажам в Москве, и удаленный менеджер по продажам – со своим отличающимся зарплатным уровнем и запросом на полноценный соцпакет, как у офисных работников.
Часть продаж полностью передаются в удалённые отделы продаж. Они могут быть как внутри компании, так и на аутсорсе.
На сегодняшний момент удалённая занятость все еще нередко скрадывает порядка 10-20% от зарплаты. Однако в 2021 году удаленную работу осознанно выбирают высококвалифицированные профессионалы, а следовательно повышаются требования компаний к таким сотрудникам и зарплатные ожидания соискателей.
Рост конкуренции
Регионы создают серьёзную конкуренцию специалистам из столицы. Фактор распространения удалённых специалистов приводит к тому, что зарплаты в регионах и крупных городах постепенно выравниваются. Оклады удалённых менеджеров по продажам в Москве и в других городах одинаковые. Потому рост удалённых команд продаж сдерживает рост зарплат сотрудников, работающих в офисе в Москве.
Однако, в связи со спецификой продаж некоторых сложных услуг или продуктов, не все компании могут позволить себе перевести отдел продаж в регионы или на удаленную систему. Не все соискатели из небольших городов могут работать со столичными клиентами - сказывается разная ментальность, компетенции и незнание местной конъюнктуры рынка.
Последствия пандемии
Также появился новый тренд - всё больше работодателей ищут кандидатов, готовых к вакцинации. По подсчётам агентства "КАУС", до 30% обращений на поиск сотрудников в отдел продаж предполагают согласие на вакцинацию либо наличие уже сделанной прививки.
Параллельно с этим развивается и другое явление - часть соискателей наотрез отказываются от вакцинации и не рассматривают предложения, предполагающие наличие прививки. Такие кандидаты имеют дополнительные сложности при поиске работы, особенно в сферах, где вакцинация является обязательным условием.
Интеллектуальные продажи
За последние пару лет в Москве постепенно сокращается спрос на телемаркетинг. Продажи становятся более интеллектуальными. Компании стремятся сделать свои каналы продаж и коммуникации более клиентоориентированными и сервисными. Та же тенденция прослеживается и у кандидатов в отношении продаж.
Компании, которым по специфике продаж подходили услуги телемаркетинга, с нарастающим усилием переводят обзвон на чат боты и телефонные роботы.