Кадровое агентство
уникальных специалистов
Мы работаем!

Лучше меньше, да лучше?

портал Job.ru

Новый глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов начал свою карьеру в ранге министра с громкого заявления. Он предложил вдвое сократить число бюджетных мест в вузах, одновременно увеличив финансирование для оставшихся. По словам министра, «стоимость одного студента должна быть значительно выше. Не 60 тыс., как сейчас, а 200-250 тыс. рублей». В перспективе бывший ректор МИСиС видит отечественное образование исключительно платным.

Ливанов уверен: это не снизит доступность обучения. Ведь человек может взять кредит на хорошее образование, а  будущий работодатель – его погасить в обмен на определенные обязательства, считает министр.

Фурсенко 2.0?

У студентов планы нового главы Минобрнауки вызвали бурю возмущения. «Заявление министра, получившего бесплатное образование, противоречит социальным обязательствам, которые берёт на себя государство. Мы считаем, что основополагающим принципом образовательной реформы должна быть общедоступность и качественность образования», – с таким заявлением выступил на своем сайте Российский студенческий союз. В документе выражается надежда, что «работа министра не станет продолжением политики Фурсенко 2.0, который выступал за коммерциализацию образования».

Действительно, разговоры о сокращении количества бюджетных мест ведутся уже давно. Экс-министр Фурсенко продвигал эту идею еще с 2006 года. Аргументы звучали достаточно убедительные. В конце прошлого года по просьбе Общественной палаты был проанализирован средний балл абитуриентов, принятых на бюджетные места. Выяснилось, что в некоторые вузы принимали даже не троечников. Средний проходной балл по таким специальностям, как «Транспортные средства», «Морская техника», «Технологическое оборудование» подчас был на уровне самой настоящей двойки. Экс-глава Минобрнауки после этого предложил сокращать количество бюджетных мест, варьируя их от вуза к вузу в зависимости от «хвоста низкобальников». А сэкономленные государственные деньги направлять на увеличение нормативов для специальностей, востребованных экономикой.  Что-то напоминает, правда?

«Эта идея уже давно обсуждается. Количество бюджетных мест во многих вузах – это уже треть от реального приёма, поэтому революции тут нет. Это справедливо, и надо просто давать бюджетные места по тем направлениям, которые являются профильными для университетов», – приводит слова ректора Российского химико-технологического университета имени Менделеева (РХТУ) Владимира КОЛЕСНИКОВА ИТАР-ТАСС.

Бюджетная арифметика

Российский студенческий союз не против повышения порога ЕГЭ, но при этом предлагает сделать его поэтапным, а количество бюджетных мест оставить прежним. «В нулевых доля студентов бюджетной формы обучения упала с 59,6% до 37,2%. В высших учебных заведениях существенно выросла стоимость обучения. Государство научилось брать деньги за услуги, однако качество образования продолжает снижаться. Всё дело в том, что коммерциализация высшей школы направлена в первую очередь на «оптимизацию» бюджетных расходов, а не на модернизацию образования», – говорится в заявлении РСС.

У чиновников своя статистика. Буквально пару месяцев назад тогда ещё министр Фурсенко заявлял: «У нас на сегодня практически каждый второй выпускник школы имеет право поступить на бюджетные места. Такого не было ни в Советском Союзе, ни в постсоветские годы». Такая ситуация сложилась из-за того, что сейчас в вузы поступают молодые люди, родившиеся в период демографического кризиса. Так, по данным департамента развития профессионального образования Минобрнауки, если в 2004 году 11 классов закончили 1 млн 394 тыс. выпускников, то в 2012-м ожидается 711 тыс. одиннадцатиклассников, в 2013-м — 707 тыс., а в 2014-м — 678 тыс.

Чтобы было понятно: в 2012 году выделяются средства на 480,8 тыс. бюджетников. Путём нехитрых математических вычислений получаем долю выпускников, имеющих право на бесплатное высшее образование – почти 68%. Как так получилось? Всё очень просто. В законодательстве прописана норма бюджетных мест - не менее 170 человек на 10 тысяч населения. Меж тем, доля людей, претендующих на образование, с каждым годом сокращается из-за старения нации. Ведомство Фурсенко в связи с этим предлагало пересмотреть норму, исходя из количества молодых людей от 17 до 35 лет.

В большинстве вузов с сокращением количества бюджетных мест согласны. Но, говорят, делать это нужно с умом. Ректор Финансового университета при правительстве РФ Михаил ЭСКИНДАРОВ заявил буквально следующее: «Думаю, что сокращать можно и нужно, но не одновременно, потому что общество на следующий день взорвётся – и мы пожалеем о своём предложении». Слова Эскиндарова приводит ИТАР-ТАСС.

Сам Ливанов свое первое развернутое интервью в ранге министра дал проекту «Умная школа». В нём он заявил, что сокращение бюджетных мест коснётся не всех вузов. «Где-то придётся сокращать, где-то мы будем увеличивать», – рассказал министр. И добавил: «Я считаю аморальной ситуацию, когда мы на самом деле обманываем наших студентов. Очень многие не получают высшего образования – вместо этого им дается диплом, в котором написано, что они являются специалистами. Но, по сути, получается, что это либо купленный диплом, либо просто вузы в силу своей некомпетентности и низкого профессионализма не обеспечили тех компетенций, которые соответствуют высокому статусу человека с высшим образованием. Вот с этим я буду бороться абсолютно бескомпромиссно».

Посыл министра понятен. Неясно другое – где гарантии, что благими намерениями не будет вымощена дорога в ад? В то, что образование у нас станет качественным, пока верится с трудом. А вот в то, что число бюджетных мест сократится, стоимость обучения увеличится, а вузы по-прежнему будут штамповать недоучек – вполне.

Для справки:

Дмитрий Викторович ЛИВАНОВ

Родился 15 февраля 1967 г. в Москве. Доктор физико-математических наук, профессор. Закончил физико-химический факультет Московского института стали и сплавов и Московскую государственную юридическую академию. В 2004-2007 работал в Министерстве образования и науки, сначала в ранге директора департамента государственной научно-технической и инновационной политики, а затем – статс-секретаря-заместителя министра. С апреля 2007 по май 2012 занимал должность ректора МИСиС. 21 мая 2012 года был назначен министром образования и науки Российской Федерации.


Комментарии экспертов:

Директор по персоналу рекрутинговой компании Adecco Group Russia Мария ДВОРМАН:

«На мой взгляд, сокращение бюджетных мест не решает основной проблемы настоящего времени – большого потока студентов или молодых специалистов с низким качеством знаний. К сожалению, при подборе персонала мы часто сталкиваемся с данной трудностью при рассмотрении молодых кандидатов: они обладают неким набором знаний, полученных в вузе, которые, зачастую, нигде не могут применить даже частично. Ведь в массе, всё увеличивающееся количество вузов даёт образование, не соответствующее потребностям рынка».

Генеральный директор Кадрового агентства уникальных специалистов «КАУС» Екатерина КРУПИНА:

«Увеличение стоимости платных мест могло бы стать панацеей от переизбытка невостребованных на рынке специалистов. Только, к сожалению, порядок цен на внебюджетные места каждый вуз регулирует самостоятельно, и в условиях жесткой конкуренции они наоборот снижают цены, чтобы заполучить большее количество студентов и набрать группы для обучения».

Директор Департамента «Graduate Recruitment & Employer Branding» агентства «Контакт» Алена ЗАНЕГИНА:

«В настоящий момент система выпускает гораздо больше специалистов с высшим образованием, чем того требует рынок. Сейчас довольно большая доля выпускников даже рейтинговых вузов столицы не работает по специальности и вынуждена занимать низшие должности. Предложение уйти от всеобщего бесплатного образования мне кажется вполне уместным: такое решение, во-первых, в целом, повысит качество образования в стране, а во-вторых, заставит образовательные учреждения внимательнее прислушиваться к потребностям бизнеса».

Екатерина СУХОРУЧЕНКОВА

С полным текстом статьи можно ознакомиться здесь.

Сократите затраты
на подбор персонала
700 компаний уже выбрали наше агентство
Остались вопросы?
Получите бесплатную консультацию!