Кадровое агентство
уникальных специалистов
Мы работаем!

Поверь, не бойся, попроси

портал Job.ru

Жизнь меняется, ваше профессиональное мастерство растёт, цены тоже растут, и лишь ваша зарплата топчется на месте. Да и должность давно могла бы быть повыше. Знакомые советуют поговорить с шефом, но вы стесняетесь. Или боитесь услышать классическое: «Не нравится – до свидания!» Или просто не знаете, как начать разговор о повышении или прибавке зарплаты.

Лежачий камень

«Однажды к нам в офис пришли две новые девочки. На одинаковые позиции и примерно одинаковой квалификации. Одна – работала неплохо, а ещё – очень быстро передружилась со всем руководством. Ничего личного и лишнего: вовремя комплимент сказать, кофейку выпить, в курилке поболтать. А вторая – просто очень хорошо работала, не отвлекаясь на неформальное общение. Угадайте, кто из них получил повышение?», – рассказывает администратор Мария ТРОФИМОВА.

Ждать, пока шеф вас заметит и сам догадается – занятие бесперспективное. Во-первых, зачем платить вам больше, если вы и за нынешние деньги хорошо работаете. А, во-вторых,  замечают людей заметных, то есть активных. А если вы тихонечко сидите себе на месте и «не отсвечиваете» – при раздаче пряников про вас могут и вовсе не вспомнить.

«У нас почему-то разговор с начальством о повышении зарплаты воспринимается как что-то из ряда вон выходящее, как какое-то самоунижение и самобичевание. Просить повышения заработной платы – это абсолютно нормальный рабочий процесс, и вести разговор надо не заискивающе и с извиняющимися интонациями, а спокойно, достойно и уверенно», – считает писатель, бизнес-тренер компании «Ораторика» по аргументации и убеждению, ораторскому искусству и манипуляциям Никита НЕПРЯХИН. По его словам, есть компании, где разговор о повышении зарплаты вообще не уместен, ибо есть система грейдов, чёткие периоды переиндексации зарплаты, ежегодные ассессменты. Но во всех остальных случаях можно и нужно проявлять активность. Хотя самое правильное, по мнению Никиты, – заранее договориться при приёме на работу о процессе повышения зарплаты и обсудить все условия и нюансы.

С чего начать?

Итак, вы решились. «Прежде чем просить руководство о прибавке к жалованию или завести речь о повышении, проанализируйте текущую ситуацию в компании, в вашем отделе/подразделении, оцените свои силы и возможности, перспективы. Вы должны быть уверены, что на текущий момент являетесь лучшим кандидатом для повышения, а при просьбе о прибавке к зарплате – что компания не испытывает проблем с финансами», – советует генеральный директор Кадрового агентства уникальных специалистов Екатерина КРУПИНА.

По мнению Никиты Непряхина, самый удачный момент для разговора, когда, во-первых, в компании всё хорошо, во-вторых, ещё не составлен фонд оплаты труда, в-третьих, есть некие успехи с вашей стороны, например, успешно сданный проект или выполнение KPI и, наконец, в-четвёртых, есть конкретные доводы, цифры и аргументы, которые можно привести.

А Екатерина Крупина рекомендует обратить внимание на эмоциональное состояние шефа. «Разговор о прибавке к зарплате лучше начать, когда ваш руководитель находится в хорошем расположении духа, открыт к обсуждению и, конечно, не загружен текущей работой и звонками», – уверена она.

Что же касается обстановки, в которой лучше «поймать» начальника, – мнения наших экспертов разделились. Если Екатерина уверена, что заводить разговор о повышении зарплаты лучше всего в формальной обстановке, в офисе, и, конечно, наедине с руководителем, то Никита полагает, что всё зависит от самого начальника и внутрифирменной корпоративной культуры. «У меня были начальники, с которыми можно было разговаривать об этом только в официальном контексте, например, при подведении годовых итогов работы. А с некоторыми можно было это делать только «подшофе».

Аргументы и факты

К разговору следует заранее подготовиться. Тут важно всё: и эмоциональный настрой, и правильно подобранные аргументы. Они должны быть весомыми и убедительными. Екатерина Крупина приводит пример совершенно неоспоримых ситуаций, в которых вы, что называется, «в своём праве». Во-первых, это совмещение двух должностей (в случае, когда сотрудница, например, ушла в декрет). Во-вторых, когда речь идёт о прибавке к жалованию – явное отставание зарплат компании от рынка. И, в-третьих, – постоянное существенное увеличение личной результативности (по сравнению со специалистами на аналогичных должностях). Кроме того, у вас могут быть личные причины, по которым вы решились на этот шаг, и чем более они серьёзны, тем более убедительными будут ваши аргументы в разговоре с руководителем, считает Екатерина.

Однако следует учесть, что неправильные аргументы могут сработать против вас. «У моей русской подруги в Америке была ситуация, когда, разговаривая с шефом о прибавке к зарплате, она сослалась на регулярные переработки и задержки после работы. А её после этого … уволили, сообщив, что раз она не успевает сделать всё в течение рабочего времени, значит, плохо работает», – поделилась опытом  журналистка Анна ЯНОВА.

Такая ситуация может случиться и в России. «Аргументы, которые мы приводим работодателю, должны быть ориентированы не на процесс, а на результат. Работодателя не интересует, сколько мы задерживаемся, насколько нам тяжело, как мы устаём, какие проблемы у нас в семье и много ли перерабатываем. В большинстве случаев работодатель наши жалобы будет рассматривать именно как минус нам самим. Постоянно задерживаешься – значит, не успеваешь. Сильно устаёшь – значит, не достаточно компетентен и стрессоустойчив. Работодателя интересует результат. Сколько прибыли вы принесли? Сколько денег заработали? Какой объём сделали? Сколько клиентов привлекли? Все аргументы должны быть ориентированы на результат и максимально подкреплены фактами, статистикой, цифрами, конкретными примерами», – советует Никита Непряхин.

Уходя – уходи

А вот чего точно не следует делать, так это опускаться до шантажа: мол, не повысите – уволюсь. «Практика показывает, что ультиматумы в большинстве случаев не работают, а приводят к конфликту и к дальнейшему увольнению. Даже в ущерб интересам компании. А если и сработают, то только один единственный раз. Повторно на шантаж ни один работодатель не поддастся», – полагает Никита Непряхин.

Солидарна с коллегой и Екатерина Крупина. «Во всём должно быть чувство меры, и тем более необходимо проявлять осмотрительность в вопросах смены места работы и построения карьеры, поэтому в данном контексте было бы более благоразумно проявить деликатность и осторожность, не делать громких заявлений, не горячиться», – уверена она.
 
Если сотрудник всё же решается на откровенный шантаж, то он должен быть готов осуществить свою угрозу. «Делая такое серьёзное заявление руководителю, надо понимать – путей к отступлению уже не будет», – подчёркивает Крупина. Поэтому, если и использовать подобную тактику, то лишь в том случае, когда вам гарантированно есть, куда уйти, поддерживает коллегу Непряхин.

Отказ как повод для развития

Вы собрали волю в кулак, решились на разговор, а вам отказали. Как реагировать? Уходить из компании? Или же сделать вид, что ничего не было? По мнению Екатерины Крупиной, это выбор каждого конкретного сотрудника. Многое зависит от того, в какой форме был получен отказ. «Как правило, руководитель аргументированно объясняет, почему прибавка невозможна и при каких обстоятельствах о ней можно будет вспомнить снова», – говорит она. Возможно, существует ряд условий, например, есть какие-либо показатели, при достижении которых вы сможете рассчитывать на повышение зарплаты. Если объяснения руководителя логичны и весомы, считает Екатерина, то не стоит торопиться с поиском новой работы, а стоит либо подождать, если руководитель сказал, что повышение возможно через конкретный промежуток времени, либо попытаться достигнуть упомянутых шефом показателей и таким образом получить повышение.

Никита Непряхин также уверен, что в случае отказа самое главное – узнать, что нужно сделать, чтобы заслужить это повышение. Не просто услышать «нет», обидеться и уйти, а узнать все конкретные подробности, сроки и условия повышения зарплаты. Вот варианты вопросов, которые стоит задать шефу: «Что мне нужно сделать, чтобы в следующий раз я не получил отказ?», «Я правильно понимаю, что если в следующий раз у меня будет регулярное выполнение всех KPI, то я могу рассчитывать на повышение?», «То есть как только компания будет уверенно себя чувствовать, мы можем продолжить наш разговор?», «Когда мы с вами договоримся вернуться к этому разговору?». А уж если впоследствии эти условия не соблюдаются, или же работодатель сразу открыто говорит, что на повышение рассчитывать не стоит, тогда можно искать новую работу. Если, конечно, такое желание есть.

Юлия АНТАШЕВА

С полным текстом статьи можно ознакомиться здесь.

Сократите затраты
на подбор персонала
700 компаний уже выбрали наше агентство
Остались вопросы?
Получите бесплатную консультацию!