Кадровое агентство
уникальных специалистов
Мы работаем!

Уйти красиво

Job.ru

Расставаться всегда тяжело. Даже с рабочим местом. Даже когда уходишь добровольно и в хорошее место. Особенно нелегко уходить, когда на старой работе всё было хорошо, и с сослуживцами и руководством сложились тёплые отношения. Чтобы эти отношения не разрушить, свой уход нужно грамотно обставить.

«Практически каждый из нас рано или поздно меняет работу, иногда это происходит по собственному желанию, иногда – нет. Если желания работодателя и работника покинуть компанию не совпадают – и той, и другой стороне в процессе переговоров очень легко «потерять лицо», опуститься до взаимных упрёков, претензий, оскорблений и даже шантажа. Поэтому надо в любой ситуации оставаться профессионалом, вести себя спокойно и с достоинством и, главное, действовать в рамках закона. Эмоции здесь – плохой советчик. В разговорах с руководством надо чётко выстраивать свою аргументацию, быть вежливым, прислушиваться и вдумываться в аргументацию оппонентов», – считает менеджер по связям с общественностью  рекрутингового агентства Adecco Group Russia  Елена ИВАНОВА.

Я устал, я ухожу

«Как только решение об увольнении принято, о нём необходимо сразу же сообщить своему непосредственному руководителю. Никогда нельзя знать наперёд, какие у вашего начальства на вас планы. Вполне возможно, что в отношении вас у него уже давно созрело решение о повышении в должности или зарплате. Тогда может случиться так, что вы получите от своего руководства встречное предложение, которое давно ждали, и необходимость увольняться или переходить на другую работу у вас просто отпадёт», – советует генеральный директор Кадрового агентства уникальных специалистов Екатерина КРУПИНА.

Если вы хотите уйти, а работодатель – против, нужно грамотно и доходчиво объяснить, почему вы уходите, рекомендует Елена Иванова. По её словам, главными аргументами должны стать желание развиваться, сменить направление деятельности, необходимость поменять работу по объективным причинам – например, из-за переезда или изменений в личной жизни. Чтобы расстаться друзьями, не стоит делать акцент на отрицательных мотивах и сообщать начальнику, что условия труда отвратительны, коллектив ужасен, переработки вошли в привычку и не оплачиваются, а сам он – редкостный самодур.

По мнению Екатерины Крупиной, причину своего увольнения лучше объяснять открыто, чётко аргументируя свою позицию. Если вы давно выросли из занимаемой должности, а компания не может предложить вам ни более подходящую позицию, ни профессиональное развитие, если индексации зарплаты даже с поправкой на инфляцию в вашей компании не было уже несколько лет, то даже ваше руководство не будет считать вас злостным предателем, если вы решите в такой ситуации покинуть компанию. «Все мы имеем обязательства перед своими близкими, а соответственно, и определённые расходы, поэтому нет ничего предосудительного в том, что мы периодически меняем работу в поисках лучшего», – уверена Екатерина.

По закону вы обязаны подать заявление за две недели до увольнения. Если вы всё решили раньше, стоит ли заранее, например за месяц, предупреждать руководство о том, что планируете уйти? В этом вопросе однозначного ответа нет. «С одной стороны, руководители обоснованно недолюбливают увольняющихся сотрудников и предпочитают отпускать их сразу. Сотрудник, который уже чувствует себя на другой работе, может отрицательно повлиять на эмоциональный настрой всего коллектива», – говорит Крупина. Поэтому не удивляйтесь, если вам предложат уйти прямо сейчас. Безусловно, вы можете настоять на выбранной вами дате, но работать вам уже будет не очень комфортно.

С другой стороны, по мнению Екатерины, многое зависит от отношений с руководством, от отношения к компании в целом. Если вы хотите подготовить на своё место замену, передать в спокойном режиме дела и уйти с чистой совестью, если вы понимаете, что руководство поймёт вас в данной ситуации и даже будет вам благодарно, то смело объявляйте о своём уходе за месяц.

Опасный момент 

«Увольнение по собственному желанию тем и прекрасно, что нет необходимости согласовывать свои действия с работодателем. Единственное требование закона – это сроки. По общему правилу, достаточно письменно уведомить работодателя за 2 недели, а если испытательный срок не закончился – то за 3 дня. Формально требований к уведомлению нет. Важен факт фиксации даты уведомления и ясно выраженной воли работника – именно поэтому, кстати, пространные декларации с заявлением «если вы не….., то я уволюсь» не могут рассматриваться как надлежащие уведомления», – поясняет руководитель юридического департамента рекрутинговой компании Adecco Group Russia Наталья МОСУНОВА.

Заявление об увольнении пишется в произвольной форме, с указанием даты последнего дня работы. Но юридически будет более грамотным указать «уволить меня 13 февраля», а не «с 13 февраля». Тогда последним днём работы будет считаться 13 февраля, поясняет Екатерина Крупина. Если у вас есть подозрение, что руководитель не примет ваше заявление, а то и просто порвёт его – необходимо сдать заявление под роспись секретарю или помощнику руководителя или же отнести его в отдел кадров и непременно получить дату и номер регистрации документа.

По мнению Натальи Мосуновой, такой формальный подход уместен тогда, когда вы навсегда прощаетесь с компанией, а то и с отраслью. «Если же хочется сохранить партнёрские отношения с компанией или заручиться рекомендациями, то, конечно, лучше начать с беседы с непосредственным руководителем. Тем более что от его реакции судьба поданного заявления не зависит», – утверждает юрист. По мнению Натальи, такое отношение может пригодиться вам и в том случае, если в течение 2 недель вы измените своё решение и решите остаться в компании. В этом случае объявить коллегам и руководителю о том, что вы передумали, будет проще.

Хотя в соответствии с Трудовым кодексом вы имеете право отозвать заявление и продолжить работать дальше, по опыту Екатерины Крупиной, на практике такое случается редко. Во-первых, решение об увольнении принимается обычно более чем взвешенно и осознанно, во-вторых, после отзыва заявления работать и находить взаимопонимание с руководством будет довольно сложно, поскольку и коллеги, и руководитель будут понимать, что при первой же возможности вы покинете компанию. «Так что, как говорится, уходя – уходи! Но возможна и ситуация, когда ваше начальство отговорит вас от увольнения, сделает контрпредложение, и тогда отзыв заявления будет логичен и обоснован», – считает Екатерина.

Расстаться друзьями

Если ситуация противоположная, и вы уходите не «по собственному», всё становится гораздо сложнее. Практика показывает, что компания принимает решение расстаться с сотрудником только в том случае, если их совместная работа больше не эффективна, утверждает Елена Иванова. В этом случае наступает период тяжёлых, разных по длительности переговоров. Аргументация руководства может быть разной, но у работника она чаще всего вызывает ощущение несправедливости. Когда человек расстроен, эмоции могут взять верх, и возникнет желание всем, а особенно коллегам, рассказать о том, «какие они плохие и какой хороший я», перейти «на личности». Елена не советует поступать подобным образом. «Всегда надо стараться мыслить ясно, проанализировать доводы руководства и не распространять лишнюю информацию, не предназначенную для тех, кто не участвует в переговорах», – рекомендует Иванова.

По чьей бы инициативе вы не покидали компанию, лучше уйти, оставив о себе хорошее впечатление как о профессионале и уравновешенном, спокойном человеке, делится опытом Елена. Во-первых, это важно для получения рекомендаций. Вы же не хотите получить характеристику плохого работника, сплетника и скандалиста! Во-вторых, профессиональный мир очень тесен, и вы не можете предугадать заранее, с кем и в каких ипостасях в будущем может свести вас жизнь. Бывшие коллеги могут встретиться в новой компании, в качестве партнёров или клиентов. Иванова не исключает ситуации, когда их мнение окажется решающим в каком-то важном для вас вопросе.

Традиционно в последний рабочий день принято угощать сослуживцев тортиком, фруктами, попрощаться со всеми, с кем довелось работать и пожелать теперь уже бывшим коллегами трудовых успехов. Тем самым вы оставите о себе тёплые воспоминания. «Всегда лучше расставаться на позитивной ноте, даже если не всё шло гладко в последнее время», – уверена Екатерина Крупина.


Юлия Анташева

С полным текстом статьи можно ознакомиться здесь: http://www.job.ru/seeker/career/article/?ca=44127

Сократите затраты
на подбор персонала
700 компаний уже выбрали наше агентство
Остались вопросы?
Получите бесплатную консультацию!