Кадровое агентство
уникальных специалистов
Мы работаем!

Рынок труда в фармацевтической отрасли: итоги 2012 года

сетевой журнал «Холодовые цепи и биотехнологии»

Для фармацевтической отрасли 2012 год стал периодом ста­бильного развития и процветания. И хотя темпы роста рынка еже­годно замедляются, зарплаты специалистов и количество предло­жений стабильно растут. Только на сайте online-рекрутмента hh.ru с 2009 года число вакансий в сегменте «Медицина и фармацевтика» выросло в 5 раз. Об этом и других тенденциях рынка труда в фар­мацевтической индустрии читайте в исследовании кадрового агент­ства «КАУС–Медицина».

Общее положение на рынке труда

Для фармацевтической отрасли 2012 год был более спокойным, неже­ли предыдущий. Глобальных изменений, слияний и поглощений на рос­сийском рынке замечено не было. При этом российские фармпроизводи­тели, особенно небольшие, пришли в себя после кризиса и начали активно включаться в конкурентную борьбу. Компании разрабатывают портфели новых оригинальных препаратов, внедряют инновационные лекарствен­ные средства и лекарственные формы и выходят с новыми продуктами на новые рынки (в том числе отмечены случаи выведения отечественных препаратов на западные рынки).

Продолжается экспансия в российские регионы, компании развивают свое присутствие в странах СНГ. В уже освоенных районах производители лекарственных средств расширяют отделы продаж, усиливают управленче­ское звено. Как следствие, выросла роль руководителей (директоров) отде­лов продаж, в задачи которых входит курирование и развитие новых рынков продвижения и сбыта продукции. В 2012 году открылось много вакансий для директоров по продажам, в первую очередь на стартап-проекты.

Вследствие усиления конкуренции на рынке фармацевтические ком­пании продолжают искать «головы» — с опытом, знаниями и деловыми связями. В 2012 году наиболее востребованными, помимо руководителей по продажам, были директора по продажам, коммерческие директора, руководители направления (директор направления или бизнес-юнита), а также руководители «полевых сил» — региональные менеджеры и спе­циалисты по продвижению, такие как групп-продакт-менеджеры и про­дакт-менеджеры.

Продолжается активный вывод на рынок лечебной косметики и био­логически активных добавок, поэтому по-прежнему остаются востребо­ванными продакт-менеджеры, торговые и медицинские представители, менеджеры по регистрации биологических добавок и косметики.

Если в 2011 году активно открывались новые фармпроизводства, в свя­зи с чем наблюдался рост спроса на высококвалифицированных профес­сионалов в области строительства и производства, специализирующихся на фармацевтической отрасли, то в 2012 году рост спроса на данный пер­сонал был не таким выраженным.

В 2012 году началась новая волна набора медицинских представителей, наем которых после принятия 21 ноября 2011 года Федерального закона № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федера­ции» во многих организациях был приостановлен, а у ряда фармацевтиче­ских компаний даже прошли сокращения «полевых сил». Сегодня многие фирмы все чаще приглашают на должность медицинского представителя молодых специалистов и выпускников профильных вузов без опыта рабо­ты, предлагая кандидатам обучение за счет компании.

Зарплаты персонала увеличиваются, но общие темпы роста падают

Общие темпы роста зарплат на фармацевтическом рынке продолжают снижаться. Если в 2010 году зарплаты выросли на 19%, в 2011-м — на 16%, то в 2012-м средний темп роста упал до 9,4%. Эту тенденцию можно на­звать закономерной: сейчас конкуренция между фармпроизводителя­ми усиливается, ассортимент препаратов растет, что ограничивает рост продаж готовых лекарственных средств производителями. Кроме того, фармацевтический рынок «перегрет», и многие специалисты претенду­ют на максимальные зарплаты, хотя уровень их знаний и компетенций не всегда соответствует требованиям работодателей.

Продолжающийся рост зарплат менеджеров по тендерам, а также менеджеров по работе с ключевыми клиентами и региональных менед­жеров связан с законодательными изменениями о проведении тендеров на поставки медицинских препаратов для лечебно-профилактических учреждений, о включении в заявку как минимум международного непа­тентованного наименования на лекарственные препараты и как максимум торгового наименования. Это привело к обострению конкуренции между компаниями-производителями и дистрибьюторами, поэтому потребность в грамотных и квалифицированных специалистах, участвующих в тендер­ных продажах, значительно выросла.

Что касается мониторов клинических исследований, то рост их зарплат объясняется редкостью таких специалистов на рынке. Они неохотно меня­ют место работы, поэтому их сложно найти, особенно кандидатов с опы­том работы по всем четырем фазам клинических исследований, и многие компании вынуждены переманивать специалистов у конкурентов.

По-прежнему для большинства позиций в фармацевтических компа­ниях характерен большой разброс между минимальным и максимальным уровнем заработных плат. На уровень оплаты труда, предлагаемой рабо­тодателями в сфере фармацевтики, влияет ряд факторов:

  1. Дифференциация фармацевтических компаний на рынке (иностранные компании, российские производители, компании-дистрибьюторы).
  2. Различные системы заработных плат: чистый оклад, оклад и процент от выручки, оклад и система бонусов. Кроме того, в компаниях даже од­ного уровня процентная составляющая работника одной специализации может отличаться.
  3. Специализация работника и опыт работы. Заработная плата специали­стов отдела продаж госпитального и аптечного направления будет суще­ственно отличаться. Специалист по регистрации лекарственных средств, имеющий значительный опыт успешного получения регистрационных удостоверений на лекарственные препараты, а также деловые связи в регуляторных органах, может рассчитывать на более высокий уровень оплаты труда по сравнению со специалистом, имеющим минимальный опыт работы.
  4. Продуктовый портфель компании (лекар­ственные препараты, биологически активные добавки, лечебная косметика).
  5. Объем продаж и размер компании или струк­турного подразделения, в которых работает специалист.
  6. Ценовая политика компании на реализуемые лекарственные препараты.
  7. Уровень р ешаемых задач и зона о тветствен­ности. Зарплата менеджера может разли­чаться в зависимости от охвата территории, которую он курирует (например, только Мо­сква и Московская область или все страны СНГ), продвигаемых препаратов — OTC или Rx, а также от выполняемых функций — под­держка и развитие своей зоны ответствен­ности или стартап, активное развитие одного из направлений компании.

КОММЕНТАРИЙ

Наталья Сальникова, консультант по подбору персонала кадрового агентства «КАУС-Медицина»:

«В связи с отсутствием нормативных актов, регулирующих обращение с термолабильны­ми препаратами, особую важность приобрета­ет сосредоточение контроля за всеми этапами передачи термолабильного груза по цепочке холодовой цепи в руках логистических компа­ний, оказывающих услуги при транспортировке продукции, требующей специального хране­ния и перевозки, способных предложить ком­плексный подход в этом вопросе, обладающих экспертным уровнем знаний в данной области и располагающих специально подготовленным персоналом. Только в этом случае компании- производители смогут гарантировать качество продукции, получаемой конечным потребите­лем».

С полным текстом статьи можэно ознакомиться в журнале «Холодовые цепи и биотехнологии» №1 от 2013 г.

Сократите затраты
на подбор персонала
700 компаний уже выбрали наше агентство
Остались вопросы?
Получите бесплатную консультацию!