Рынок труда в фармацевтической отрасли: итоги 2012 года
сетевой журнал «Холодовые цепи и биотехнологии»
Для фармацевтической отрасли 2012 год стал периодом стабильного развития и процветания. И хотя темпы роста рынка ежегодно замедляются, зарплаты специалистов и количество предложений стабильно растут. Только на сайте online-рекрутмента hh.ru с 2009 года число вакансий в сегменте «Медицина и фармацевтика» выросло в 5 раз. Об этом и других тенденциях рынка труда в фармацевтической индустрии читайте в исследовании кадрового агентства «КАУС–Медицина».
Общее положение на рынке труда
Для фармацевтической отрасли 2012 год был более спокойным, нежели предыдущий. Глобальных изменений, слияний и поглощений на российском рынке замечено не было. При этом российские фармпроизводители, особенно небольшие, пришли в себя после кризиса и начали активно включаться в конкурентную борьбу. Компании разрабатывают портфели новых оригинальных препаратов, внедряют инновационные лекарственные средства и лекарственные формы и выходят с новыми продуктами на новые рынки (в том числе отмечены случаи выведения отечественных препаратов на западные рынки).
Продолжается экспансия в российские регионы, компании развивают свое присутствие в странах СНГ. В уже освоенных районах производители лекарственных средств расширяют отделы продаж, усиливают управленческое звено. Как следствие, выросла роль руководителей (директоров) отделов продаж, в задачи которых входит курирование и развитие новых рынков продвижения и сбыта продукции. В 2012 году открылось много вакансий для директоров по продажам, в первую очередь на стартап-проекты.
Вследствие усиления конкуренции на рынке фармацевтические компании продолжают искать «головы» — с опытом, знаниями и деловыми связями. В 2012 году наиболее востребованными, помимо руководителей по продажам, были директора по продажам, коммерческие директора, руководители направления (директор направления или бизнес-юнита), а также руководители «полевых сил» — региональные менеджеры и специалисты по продвижению, такие как групп-продакт-менеджеры и продакт-менеджеры.
Продолжается активный вывод на рынок лечебной косметики и биологически активных добавок, поэтому по-прежнему остаются востребованными продакт-менеджеры, торговые и медицинские представители, менеджеры по регистрации биологических добавок и косметики.
Если в 2011 году активно открывались новые фармпроизводства, в связи с чем наблюдался рост спроса на высококвалифицированных профессионалов в области строительства и производства, специализирующихся на фармацевтической отрасли, то в 2012 году рост спроса на данный персонал был не таким выраженным.
В 2012 году началась новая волна набора медицинских представителей, наем которых после принятия 21 ноября 2011 года Федерального закона № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» во многих организациях был приостановлен, а у ряда фармацевтических компаний даже прошли сокращения «полевых сил». Сегодня многие фирмы все чаще приглашают на должность медицинского представителя молодых специалистов и выпускников профильных вузов без опыта работы, предлагая кандидатам обучение за счет компании.
Зарплаты персонала увеличиваются, но общие темпы роста падают
Общие темпы роста зарплат на фармацевтическом рынке продолжают снижаться. Если в 2010 году зарплаты выросли на 19%, в 2011-м — на 16%, то в 2012-м средний темп роста упал до 9,4%. Эту тенденцию можно назвать закономерной: сейчас конкуренция между фармпроизводителями усиливается, ассортимент препаратов растет, что ограничивает рост продаж готовых лекарственных средств производителями. Кроме того, фармацевтический рынок «перегрет», и многие специалисты претендуют на максимальные зарплаты, хотя уровень их знаний и компетенций не всегда соответствует требованиям работодателей.
Продолжающийся рост зарплат менеджеров по тендерам, а также менеджеров по работе с ключевыми клиентами и региональных менеджеров связан с законодательными изменениями о проведении тендеров на поставки медицинских препаратов для лечебно-профилактических учреждений, о включении в заявку как минимум международного непатентованного наименования на лекарственные препараты и как максимум торгового наименования. Это привело к обострению конкуренции между компаниями-производителями и дистрибьюторами, поэтому потребность в грамотных и квалифицированных специалистах, участвующих в тендерных продажах, значительно выросла.
Что касается мониторов клинических исследований, то рост их зарплат объясняется редкостью таких специалистов на рынке. Они неохотно меняют место работы, поэтому их сложно найти, особенно кандидатов с опытом работы по всем четырем фазам клинических исследований, и многие компании вынуждены переманивать специалистов у конкурентов.
По-прежнему для большинства позиций в фармацевтических компаниях характерен большой разброс между минимальным и максимальным уровнем заработных плат. На уровень оплаты труда, предлагаемой работодателями в сфере фармацевтики, влияет ряд факторов:
- Дифференциация фармацевтических компаний на рынке (иностранные компании, российские производители, компании-дистрибьюторы).
- Различные системы заработных плат: чистый оклад, оклад и процент от выручки, оклад и система бонусов. Кроме того, в компаниях даже одного уровня процентная составляющая работника одной специализации может отличаться.
- Специализация работника и опыт работы. Заработная плата специалистов отдела продаж госпитального и аптечного направления будет существенно отличаться. Специалист по регистрации лекарственных средств, имеющий значительный опыт успешного получения регистрационных удостоверений на лекарственные препараты, а также деловые связи в регуляторных органах, может рассчитывать на более высокий уровень оплаты труда по сравнению со специалистом, имеющим минимальный опыт работы.
- Продуктовый портфель компании (лекарственные препараты, биологически активные добавки, лечебная косметика).
- Объем продаж и размер компании или структурного подразделения, в которых работает специалист.
- Ценовая политика компании на реализуемые лекарственные препараты.
- Уровень р ешаемых задач и зона о тветственности. Зарплата менеджера может различаться в зависимости от охвата территории, которую он курирует (например, только Москва и Московская область или все страны СНГ), продвигаемых препаратов — OTC или Rx, а также от выполняемых функций — поддержка и развитие своей зоны ответственности или стартап, активное развитие одного из направлений компании.
КОММЕНТАРИЙ
Наталья Сальникова, консультант по подбору персонала кадрового агентства «КАУС-Медицина»:
«В связи с отсутствием нормативных актов, регулирующих обращение с термолабильными препаратами, особую важность приобретает сосредоточение контроля за всеми этапами передачи термолабильного груза по цепочке холодовой цепи в руках логистических компаний, оказывающих услуги при транспортировке продукции, требующей специального хранения и перевозки, способных предложить комплексный подход в этом вопросе, обладающих экспертным уровнем знаний в данной области и располагающих специально подготовленным персоналом. Только в этом случае компании- производители смогут гарантировать качество продукции, получаемой конечным потребителем».
С полным текстом статьи можэно ознакомиться в журнале «Холодовые цепи и биотехнологии» №1 от 2013 г.