Кадровое агентство
уникальных специалистов
Мы работаем!

Неудобные вопросы: будьте готовы

Job.ru

Приходите вы однажды на собеседование, а вас спрашивают: «Расскажите о своих слабых сторонах». Можно, конечно, гордо сообщить, мол, нет у меня слабостей. И работодатель однозначно решит, что вы лжёте. Можно честно признаться: «Люблю поспать, поэтому на работу всегда опаздываю...». Честность вашу оценят, но на работу, скорее всего, не возьмут. И что делать? JOB.RU узнал у экспертов, как стоит отвечать на этот и другие неудобные вопросы.

Ваши слабые стороны

Эксперты сходятся во мнении, что на вопрос о слабых сторонах нужно отвечать честно, но … не полностью. И перечислять нужно те свои слабости, которые на вашей работе ну никак не скажутся. Для каждой профессии есть свой набор необходимых качеств. Все остальные, даже самые положительные, качества вашего работодателя в момент собеседования интересуют мало. И в их отсутствии вы можете смело признаваться. «Отвечая на вопрос о слабых сторонах, перечислите те качества, которые не являются недостатком для данной позиции. К примеру, бухгалтер может ответить: «я не общительный, меня утомляет общение, мне тяжело кого-то выслушать», – рекомендует консультант по подбору персонала Кадрового агентства уникальных специалистов Екатерина ОКЕАНОВА.

Есть качества, которые в принципе не приемлемы для любой профессии. Не стоит признаваться в необязательности, пунктуальности, безответственности, скандальности и так далее. Разумеется, не нужно вдаваться и в личные подробности. Задавая этот вопрос, работодатель не хочет слышать, что вы мерзким голосом поете в душе или не любите мыть посуду.

Кстати, а зачем вообще работодатель или HR-менеджер задает такой вопрос? Ведь ясно же, что человек, желающий получить работу, вряд ли станет исповедоваться в своих грехах. По словам младшего рекрутёра рекрутингового агентства Adecco Group Russia Юлии МАНДРИКИНОЙ, этот вопрос задается, чтобы «понять, насколько вы умеете смотреть на себя со стороны и подходить к себе с разумной критикой, насколько вы открыты и можете работать над собой».

Более того, невозможность ответить на этот вопрос наталкивает работодателя на мысль, что вы лукавите и стараетесь показаться лучше, чем вы есть. А между тем ценный сотрудник осознает области для развития и постоянно работает над собой». Юлия советует, отвечая на этот вопрос, следовать модели «недостаток - пример - пути решения - пример». Алгоритм ответа такой:

  1. Недостаток. Подготовьтесь к вопросу заранее. Будьте честны и говорите о действительной слабости: возможно, вам не всегда удается укладываться в сроки или тяжело даются отчетности.
  2. Пример. Расскажите краткую историю о том, как ваш недостаток помешал выполнить работу на 100% (естественно, впадать в крайности и рассказывать о полном провале не стоит).
  3. Пути решения. Обязательно продемонстрируйте свое умение анализировать и  работать над собой: расскажите, как вы работали над своим недостатком и как вам удалось добиться результатов (испробовал разные методы планирования и, наконец, нашел подходящий для меня).
  4. Пример. Приведите пример, как, вооружившись новым опытом, вы лучше справились с работой, как ваши коллеги или руководитель заметили ваши успехи.


Ваши сильные стороны

Казалось бы, простой вопрос. Хвалить себя – легко и приятно. Но и здесь – не без подводных камней. Во-первых, высок риск выглядеть хвастуном. А во-вторых, некоторые качества могут казаться положительными только вам.

«Нужно помнить о том, что работодатель на собеседовании с кандидатом пытается выяснить, чем данный специалист будет полезен компании, как можно использовать его профессиональный и личностный потенциал для развития компании. И в соответствии с этим выстраивать свои ответы на вопросы», – говорит Екатерина Океанова. По ее мнению, при ответе на вопрос о ваших сильных сторонах стоит перечислить те личные и профессиональные качества, которые имеют отношение к вакансии. Для бухгалтера это внимательность, усидчивость, для менеджера по продажам – общительность, активность, организаторские навыки.  

И, ни в коем случае, не наоборот. Иногда качества, в которых в принципе нет ничего плохого, могут быть весьма нежелательными для той вакансии, на которую вы претендуете. Например, та же общительность. Вряд ли ее оценит работодатель, ищущий сотрудника, который по роду деятельности будет посвящен во многие коммерческие тайны компании.

И, опять же, стоит воздержаться от «нерабочих» плюсов. Даже если вы гениально вяжете шарфики и умеете готовить 33 разновидности манной каши, тому, кто ищет юриста, это не особенно интересно.

По мнению Юлии Мандрикиной, вопрос о сильных сторонах задается «во-первых, для того, чтобы понять, что для вас важно и что именно вы считаете преимуществом. Во-вторых, вы показываете, что можете осознать свои плюсы и эффективно использовать их в работе. И хотя на такие вопросы нет «правильных» или «неправильных» ответов, есть определенные правила, которые повысят ваши шансы на успех». Рассказывая о своих сильных сторонах, Юлия советует придерживаться модели «что - как - когда - кто - зачем». Тогда ваш ответ будет подкреплен фактами и не будет выглядеть саморекламой. Модель эта выглядит так:

  1. Что. Выбирайте релевантные навыки, то есть те, которые указаны в требованиях к соискателю и важны для будущей работы.
  2. Как. Приводите примеры: как вы применяли этот навык в прошлом (на предыдущей работе, в университете, в волонтерских мероприятиях); как ваши сильные стороны помогли вам выполнить проект/добиться высоких результатов/получить повышение.
  3. Кто. Кто оценил ваш вклад и отметил ваши способности? Здесь приложим принцип социального доказательства: чем больше людей отметили ваши сильные стороны, тем выше доверие к ваши словам.
  4. Зачем. Цель вашего ответа: повысить свою ценность в глазах работодателя,  поэтому говорите про навыки, существенные для новой работы. Скажите, какой вклад вы сможете внести благодаря своим сильным сторонам. Избегайте общих фраз и  будьте конкретны.


Почему ушли?

И наконец самый неудобный вопрос: «Почему вы ушли с прежнего места работы?». Одно дело, когда у вашего ухода есть вполне легитимная, приличная и всем понятная причина. Например, компания, где вы работали, закрылась. Или вы переехали на другой конец города. А если всё не так просто? Если вам начальник делал неприличное предложение? Или вы с любовницей гендиректора разругались? Или просто ваше место понадобилось сыну шефа? Стоит ли выносить сор из избы?

Юлия Мандрикина уверена: при ответе на этот вопрос важно найти баланс между честностью и излишней критикой, если ваш уход вызван отрицательными причинами. Будьте предельно тактичны, не обрушивайтесь с негодованием на бывшего начальника или коллег. Если настоящую причину лучше не озвучивать, то сместите акцент на то, что может вам дать новый работодатель.

«Хорошие ответы показывают вас как человека проактивного: вы переросли все свои обязанности и готовы к новым вызовам и победам, вы хотите применить свои навыки в новой для вас сфере, вы готовы взять на себя больше ответственности», – говорит Юлия.

В свою очередь, Екатерина Океанова не рекомендует при ответе на данный вопрос рассказывать о конфликтах, даже если они были. «В каждой работе есть свои плюсы и минусы. Вспомните и расскажите, что было хорошего на вашей предыдущей работе, чему вы научились и какой профессиональный опыт приобрели. А при перечислении минусов сделайте акцент на тех моментах, которые не повлияют негативно на рассмотрение вашей кандидатуры. Можно сказать, что в компании не было возможностей для развития, что вы переросли должность или компанию, вас не устраивает зарплата, а ваши знания и умения стоят больше. Можно ответить, что вам неудобно и далеко добираться до офиса, что какое-то время вас это устраивало, а сейчас вы хотите найти работу ближе к дому», – советует Екатерина.

Если очень уж хочется поругать прежнего начальника, его любовницу, сына и предателей-коллег,  вспомните одно из главных правил личной жизни: «О бывших либо хорошо, либо ничего». Иначе будущий может задуматься: а что вы скажете про него, когда он тоже станет бывшим?

Юлия Анташева

С полным текстом статьи можно ознакомиться здесь: http://www.job.ru/seeker/career/article/?ca=44529

Сократите затраты
на подбор персонала
700 компаний уже выбрали наше агентство
Остались вопросы?
Получите бесплатную консультацию!