Кадровое агентство
уникальных специалистов
Мы работаем!

Темпы роста зарплат замедлились — требования возросли

журнал "Фармацевтический бизнес"

На фармрынке наблюдается размывание границ между условиями работы в российских и западных компаниях. Все больше отечественных компаний придерживаются международных стандартов работы, активно перенимая опыт управления людьми у зарубежных коллег. Впрочем, разница в оплате труда и социальных льготах все еще сохраняется.

В последние годы общие темпы роста зарплат на фармрынке снижаются, отмечает ведущий консультант по подбору персонала кадрового агентства «КАУС-Медицина» Анна Рыжик. По данным исследования, представленного компанией, если в 2010 г. зарплаты в отрасли выросли на 19%, в 2011-м — на 16%, то в 2012 г. средний темп роста упал до 9,4%. «Эта тенденция закономерна, — считает Анна Рыжик, — конкуренция между фармпроизводителями усиливается, ассортимент препаратов на рынке растет, что ограничивает возможности роста продаж. Фармрынок труда «перегрет» — многие специалисты претендуют на максимальные зарплаты, хотя уровень их знаний и компетенций не всегда соответствует требованиям работодателей».

Самые высокие темпы роста зарплат у менеджеров по тендерам — в 2012 г. они выросли на 27%. Для сравнения: у медпредставителей они выросли на 10%, у менеджеров по регистрации ЛС — на 8, у директоров по продажам — на 1,4%.

Диапазон зарплат

Как видно из обзора зарплат (табл.), представленного КА «КАУС-Медицина» (данные по итогам 2012 г.), для большинства позиций в фармкомпаниях характерен большой разброс между минимальным и максимальным уровнем зарплат.

Как поясняет Анна Рыжик, на размер оплаты труда, предлагаемой работодателями в сфере фармацевтики, влияет происхождение компании (российская или иностранная), объем продаж и размер компании или структурного подразделения, в которых работает специалист.

«Зарплата специалистов отдела продаж госпитального и аптечного направления будет существенно отличаться, — отмечает эксперт. — Специалист по регистрации лекарственных средств, имеющий значительный опыт успешного получения регистрационных удостоверений на препараты, а также деловые связи в регуляторных органах, может рассчитывать на более высокий уровень оплаты труда по сравнению с кандидатом на позицию, имеющим минимальный опыт работы. Кандидат с большим опытом гораздо быстрее начнет приносить прибыль компании».

Среди других факторов, влияющих на размер дохода специалиста, — различия в системах выплаты зарплат: чистый оклад, оклад и процент от выручки, оклад и система бонусов. В компаниях даже одного уровня процентная составляющая работника одной специализации может отличаться. Продуктовый портфель (лекарственные препараты, БАД, лечебная косметика), а также ценовая политика также сказываются на уровне оплаты труда. Еще один важный фактор — уровень поставленных перед специалистом задач и зона ответственности. Зарплата менеджера может различаться в зависимости от охвата терри- тории, которую он курирует (например, только Москва и Московская область или все страны СНГ), продвигаемых препаратов — OTC или Rx, а также от выполняемых функций — поддержка и развитие своей зоны ответственности или start-up, активное развитие одного из направлений компании.

Требования

«С каждым годом список требований фармкомпаний к кандидатам только расширяется, — утверждает партнер/ директор «Агентства Контакт» Юлия Забазарных. — Профильное образование, глубокие знания о продукте, знание законодательной базы по своему блоку работы, владение иностранным языком — вот далеко не полный перечень компетенций желанного специалиста. Такие рамки профиля кандидата чрезвычайно усложняют процесс поиска претендентов на вакантную позицию». 

Как известно, к 2014 г. все отечественные фармпредприятия должны перейти на международные стандарты качества производства ЛС. По словам эксперта, это ведет к особой востребованности специалистов, которые могут максимально быстро и качественно внедрить стандарты GMP. В России кандидатов, имеющих подобный опыт, крайне мало, поэтому работодатели расширяют поле поиска и рассматривают уже и тех, кто готов переехать в нашу страну из-за рубежа.

«Донорами» кандидатов для таких проектов в основном являются страны Восточной и Западной Европы, т.к. территориально они находятся в более близкой зоне доступа к нам, нежели претенденты, например, из США, — говорит Юлия Забазарных. — Кроме того, экономическая стагнация в большинстве европейских стран позволяет мотивировать кандидатов перспективами и интересными задачами работы в России».

Привлекая экспата, необходимо правильно его оформить и обеспечить ему определенный уровень жизни. Особенно это важно при переезде кандидата с семьей в отдаленные от столицы или крупных городов регионы, где часто располагаются фармпроизводства. По словам эксперта, в ряде случаев при оценке социальных региональных особенностей кандидат решает переезжать без семьи. При этом часто оговаривается возможность оплаты дополнительных перелетов для встречи с семьей, а также дополнительных дней отпуска для таких поездок (обычно не более 1—2 в месяц).

«Как показывает наша практика, в последние годы западные специалисты все охотнее рассматривают предложения о релокации в Россию, — продолжает Юлия Забазарных. — Наша страна становится все более привлекательным рынком, поэтому иностранные компании стремятся расширить здесь свое присутствие. В ряде компаний появляются вакансии для экспатов с требованием знания русского языка». В России фармкомпании пытаются найти людей, которые помимо родного русского языка и свободного английского знали бы язык страны, где находится их головной офис. Такая практика в большей степени распространена среди восточноевропейских компаний, поясняет эксперт. Впрочем, в процессе поиска это требование часто снимается, ведь кандидаты нужного профиля, владеющие, к примеру, венгерским или болгарским языком, встречаются крайне редко.

Условия

Руководитель департамента Executive Search и Management Selection в индустрии «Медицина и фармацевтика» «Агентства Контакт» Лариса Выборова обращает внимание на еще один заметный тренд — размывание границ между условиями работы в российских и международных компаниях: «Это следствие постоянно идущего на фармрынке процесса сделок по слияниям и поглощениям с участием российских и иностран- ных корпораций, а также влияния общих тенденций развития рынка, который становится более цивилизованным. Все больше отечественных компаний начинают придерживаться международных стандартов работы, активно перенимают опыт управления людьми у зарубежных коллег. В результате кандидаты перестают ориентироваться только на работу в зарубежной корпорации.

А ведь еще несколько лет назад большинство соискателей рассматривали в качестве потенциальных работодателей исключительно западных игроков». Примечательно, что опыт работы за рубежом для российских сотрудников перестает быть уникальным явлением.

С каждым годом все больше специалистов имеют возможность выезда в иностранные офисы компаний на короткие или длительные проекты. Лариса Выборова обращает также внимание на то, что для многих позиций в Фарме принципиально важно знание норм государственного регулирования, понимание рынка России или соответствующего региона и умение взаимодействовать с государственными органами.

«Многие положения российского законодательства, регулирующего отрасль, специфичны и сильно отличаются от регулирования в других странах. К тому же некоторые вопросы прописаны недостаточно четко или не прописаны вовсе, а менеджер должен как-то соотносить свои действия и проекты с этим законодательством. Поэтому сейчас особенно ценится умение сотрудника трактовать существующую законодательную базу в таком ключе, чтобы компания работала на рынке с максимальной выгодой для себя, но при этом могла отстоять свою позицию в суде». 

Если на других рынках вопросы отраслевого законодательства находятся в основном в компетенции юристов, то в фармбизнесе законодательную базу должен знать каждый руководитель в зависимости от зоны своей ответственности, указывает эксперт. Сотрудники отделов тоже должны хорошо ориентироваться в соответствующих разделах законодательства, поэтому работодатели активно ищут узкоспециализированных специалистов с конкретным опытом работы. Такие специалисты востребованы еще и потому, что обладают базой контактов в конкретной области, например знакомы с ключевыми лидерами мнений в данной врачебной специализации.

Наталья Маскина

С полным текстом статьи можно ознакомиться в журнале "Фармацевтический бизнес" №11, июнь 2013 г.

Сократите затраты
на подбор персонала
700 компаний уже выбрали наше агентство
Остались вопросы?
Получите бесплатную консультацию!