Кадровое агентство
уникальных специалистов
Мы работаем!

Ищу работу по сезону

Rjob.ru

О том, что сани надо готовить летом, а телегу – зимой, все мы знаем еще с младшей школы. А вот о том, что для успешного поиска работы владеть информацией о сезонности данного вида деятельности тоже необходимо – не всегда и не все задумываются.

Кроме того, зная, в какие периоды обычно бывают спады и подъемы в сфере, где вы работаете, можно прогнозировать (а зачастую и влиять) на уровень своего собственного дохода.

Сезонность сезонности рознь

Для начала давайте определимся с понятиями: что такое «сезонность», и какая она бывает?

Пожалуй, можно выделить два основных вида. Первый вид условно назовем «календарной» сезонностью, а второй – «событийной». Календарная сезонность затрагивает целые отрасли и, следовательно, всех специалистов, которые в них работают. Исходя из этой сезонности, работники планируют свои отпуска в определенный период (допустим, осенью или зимой, но никак не летом, а кто-то - наоборот), и, отталкиваясь от этой же информации, выбирают время для перехода в другую компанию.

Второй вид связан с определенными днями или периодами в году такими, как праздники - Новый год и новогодние каникулы, 23 февраля, 8 Марта, майские праздники, начало учебного года или же профессиональными особенностями такими, как сдача бухгалтерского баланса и т.п. Именно эти дни и периоды выступают в данном случае определенными «точками отсчета», и к ним привязаны пики активности и спады.

Зимой и летом… не одним цветом

Какие же отрасли и отдельные специалисты подвержены первому и второму видам сезонности, а на какие она практически не распространяется?

Безусловно, все, что связано со строительством. Сюда относится также установка окон и кондиционеров (это отражается как на специалистах по установке, так и на продавцах данной продукции).

Мы занимаемся строительством коттеджей, ремонтом и отделкой внутренних помещений (квартир, офисов и пр.). Сезонность в нашем деле очень ярко выражена: количество объектов в сезон (с апреля по октябрь-ноябрь) примерно в 3 раза превышает число объектов в остальное время. Конечно же, привлекаем в сезон дополнительный персонал. Делаем это по такому принципу: на каждом объекте работают 1-3 опытных мастера (в зависимости от величины объекта), а остальные – мастера, которых взяли на время и подсобные рабочие (без квалификации). Людей начинаем набирать в феврале-марте, когда становится понятно, каков объем работ предстоит. Летом найти свободного специалиста довольно непросто. А вот осенью и зимой наоборот постоянно звонят люди в поисках работы, на рынке оказывается множество незадействованных строителей. Алексей Шутко, технолог компании СП «Дельта»


Еще одна сфера, где также очень сильно прослеживается сезонность, это – туризм. Однако здесь пик активности приходится не только на лето, но и на зимний период, когда часть наших сограждан едет кататься на горных лыжах, а другие путешественники летят в теплые страны.

В то же время летом такие секторы рынка как торговля бытовой техникой, юридические и консалтинговые услуги, рекламный бизнес, переживают спад.

Если не брать в расчет сферу деятельности, а говорить об отдельной группе персонала, то сезонность сильно затрагивает стажерские позиции, что неудивительно: как правило, они ориентированы на молодых людей, чаще всего, - студентов-очников последних курсов, у которых время для работы бывает в основном во время летних каникул.

А вот секретарю или личному помощнику найти работу летом в разы труднее, чем в другое время года. Пик активности для таких сотрудников приходится на осень, когда руководители возвращаются из отпусков и начинают подбирать себе персонал.

Предпраздничный бум

Говоря о событийной сезонности, отметим, что очень сильно она влияет на производство и продажу определенных видов товаров. Например, перед Новым годом (начиная примерно с середины ноября) заметно увеличивается производство и реализация продуктов питания, алкогольной продукции, бытовой техники и электроники, игрушек и елочных украшений. А вот после праздника продажи идут на спад, который длится примерно до начала-середины февраля.

Я более 10 лет работаю на мясокомбинатах. И перед Новым годом практически все заводы, на которых я работал за это время, функционировали практически в круглосуточном режиме. Заметно увеличивается в это время производство дорогой продукции, такой как сырокопченые колбасы, балыки и т.п. Сотрудников заранее предупреждали, что весь декабрь и первую декаду января будет «аврал»: выходных за эти 1,5 месяца практически ни у кого не бывает. Зато и заработок увеличивается в разы, ведь за переработки платят в повышенном размере. Владимир Мартынов, фаршесоставитель


Перед Днем защитника Отечества увеличиваются продажи мужской парфюмерии, одежды и электроники, а перед Международным женским днем – женской парфюмерии и косметики, ювелирных украшений, кондитерских изделий и цветов. Что касается цветов, здесь вообще есть два дня в году, когда цветочники, по их собственному признанию, имеют за один день месячную выручку. Это 8 марта и 1 сентября.

Влияние праздников на работу чувствуют и работники индустрии красоты: в преддверии новогодних праздников – весь декабрь, когда проходят корпоративы, и накануне 8 марта у парикмахеров, косметологов и мастеров ногтевого сервиса – полная запись. А вот в январе, на майские праздники и в начале сентября они ощущают заметный спад.

Применимо понятие «сезонность» также к бухгалтерским и финансовым позициям.

Если говорить о позициях в области бухгалтерии и финансов, то здесь сезонность связана с отчетными периодами, когда сдаются квартальные и годовые бухгалтерские отчетности. Соискатели загружены работой и не могут пройти интервью в компании, компаниям в этот период лучше ориентироваться на свободных специалистов. У кандидатов в свою очередь в это время меньше конкурентов. Но к бухгалтерам, которые бросают своего работодателя в разгар сдачи отчетности, компании относятся настороженно. Наибольшее количество вакансий в этом сегменте появляется со второй половины марта до апреля и с августа по сентябрь. Но в эти периоды зарплатные предложения от работодателей ниже, чем в сезон сдачи отчетности. Екатерина Крупина, генеральный директор Кадрового агентства уникальных специалистов


А у нас все стабильно!

Так есть ли все-таки отрасли (и профессии), в которых колебания практически незаметны, а объемы производства не зависят от времени года и не привязаны ни к каким датам? Оказывается, есть и такие.

Достаточно стабильны на рынке труда IT-позиции. Если и бывают какие-то изменения, то в зависимости не от сезона, а от проектов. Топ-менеджерам тоже вряд ли стоит жаловаться на сезонность. Поиск топа может иногда занимать квартал или даже полгода, и уж точно сезонность никак на это не влияет. Достаточно стабильно себя ведут в течение года страхование и банковский сектор, - если там и случаются изменения, то по другим причинам, никак не связанным с сезонностью. Юрий Кондратьев, специалист по подбору персонала кадрового центра «ЮНИТИ»

Советы соискателям
Советы соискателям

Чтобы не попасть в «межсезонье» и найти подходящую работу, нужно соблюдать несколько довольно простых правил, - советуют эксперты. Во-первых, если вы хорошо знакомы с сезонностью той работы, которую ищете, необходимо приступить к поиску за 2-3 месяца до начала сезона, чтобы после выхода на работу у вас осталось хотя бы 1-2 месяца на адаптацию в компании и оптимизацию своей работы. Особенно актуально это для менеджеров по продажам. За этот период они смогут наработать хотя бы каркас клиентской базы.


Работа в период сезона чаще всего позволяет заработать значительно больше, чем в другой период года, так как есть возможность выходить на смены в выходные дни, брать переработки, которые по ТК РФ оплачиваются дополнительно. Помимо этого, для многих молодых специалистов временная работа становится возможностью получить ценный опыт и перейти на постойную работу в этой же компании.Нина Мулева, территориальный директор отделений по массовому подбору персонала Kelly Services CIS


Тем не менее, несмотря на все выше сказанное, рынок продолжает оставаться рынком соискателя, то есть количество вакансий даже в период спада превышает число кандидатов, готовых их занять – так говорят специалисты. Поэтому соискатели могут смело искать работу в удобное им время, и без работы достойные специалисты в любом случае не останутся.

Сильно подвержены сезонности

 

Отрасли и позиции

 

 

Сезон (пик активности)

 

Не сезон

Когда искать

работу

Строительство (ремонт и отделка помещений, установка окон и кондиционеров и т.п.)

Апрель - октябрь

Ноябрь-март

Февраль - март

Туризм

Май - август,

Декабрь - первая половина января

Вторая половина января - март,

Сентябрь - ноябрь

Февраль - март

Стажерские позиции

Лето

Остальное время года

Апрель - май

Секретарские позиции, личные помощники

Осень

Лето

Сентябрь - ноябрь

Продажи

В зависимости от вида товаров и услуг

Индустрия красоты (парикмахеры, косметологи, мастера ногтевого сервиса)

Декабрь, накануне 8 марта

Январь, Майские праздники, начало сентября

Октябрь - ноябрь, апрель-май

Бухгалтеры

Март – апрель, июль, октябрь

Остальное время

Май, ноябрь

 

Не подвержены или слабо подвержены сезонности

Отрасли и позиции

Какие факторы могут влиять

Топ-менеджеры

---

IT-специалисты

Появление и реализация новых проектов на рынке

Страхование

Экономическая ситуация, изменения в законодательстве

Банковский сектор

Экономическая ситуация в стране

Светлана Черкасова

С полным текстом статьи можно ознакомиться здесь: http://rjob.ru/articles/ishchu_rabotu_po_sezonu/

Сократите затраты
на подбор персонала
700 компаний уже выбрали наше агентство
Остались вопросы?
Получите бесплатную консультацию!