Универсальные солдаты
газета "Медицинский вестник"
Сотрудники отделов продаж компаний-производителей медицинского оборудования должны обладать уникальным набором компетенций: разбираться в медицине и технике, иметь навыки продаж и знать английский язык. Найти и удержать таких специалистов работодателям непросто.
Поэтому и уровень зарплат на рынке медоборудования рекордный даже в сравнении с соседним фармацевтическим. Впечатляют и темпы роста размеров материальной компенсации — за последние два года у руководителей отделов продаж они увеличились почти на две трети.
Видит око, да зуб неймет
Рынок медоборудования испытывает острый дефицит кадров: квалифицированных высококлассных специалистов с опытом работы мало. Но привлечение профессионалов из параллельных областей часто сдерживается спецификой требований к кандидатам. Например, претендуя на ряд позиций, соискатели должны иметь высшее медицинское, биотехнологическое или профильное инженерное образование.
— На рынке медоборудования распространена преимущественно проектная система продаж (конкурсно-тендерная форма), — объясняет генеральный директор кадрового агентства «КАУС-Меди-цина» Алексей Крупин. — Здесь иной уровень ключевых клиентов, принимающих решение, а сами продажи того или иного оборудования могут растягиваться на годы. В отличие от рынка лекарств, где поставки осуществляются ежемесячно, работа по оснащению медучреждения высокотехнологичным оборудованием требует много времени. Также существует необходимость сервисной установки и постпродажной поддержки работы медоборудования. По сравнению с фармрынком больший вес здесь имеют дистрибьюторы, нередко обладающие статусом эксклюзивных представителей компании-производителя. Формат дистрибьюторских компаний варьирует от крупных международных брендов до субъектов малого бизнеса. При этом между дистрибьюторами существует жесткая конкуренция.
Должностные расклады
При анализе зарплатных предложений работодателей сотрудникам отделов продаж медоборудования также выявляется определенная специфика. По данным, приведенным агентством «КАУС-Медицина», видно, что в 2010 году для большинства специальностей характерен широкий диапазон между минимальными и максимальными значениями зарплат. По словам экспертов, на уровень зарплат, предлагаемых разными работодателями, влияет объем продаж и размер компании или структурного подразделения, в которой работает специалист. Существенным фактором является также дифференциация компаний на рынке (иностранные, российские, компании-дистрибьюторы). Влияет на уровень оклада и направление реализуемого товара (оборудование, расходные материалы).
При этом, согласно данным 2008—2009 гг., зарплаты значительно выросли практически у всех специалистов на рынке медоборудования. Самый большой рост отмечен у руководителей отделов продаж — 59%. В прошлом году, правда, оклады повышались более планомерно и активный рост наблюдался лишь у продакт-менеджеров (60%), что объясняется незначительным увеличением зарплат в кризисном 2009 году (8%), а также у сервисных инженеров — в 2010 году их оклады выросли на 42%.
Очевидно, что значительное повышение зарплат сотрудников компаний-производителей медоборудования обусловлено прежде всего конкуренцией за кандидатов. На фоне в целом все еще низкого уровня оснащенности отечественных ЛПУ современным оборудованием потребность в специалистах, его продающих, велика. Поэтому неудивительно, что работодатели поднимают планку зарплатных предложений на рынке труда в надежде привлечь лучших специалистов.
Итак, самыми дорогостоящими сотрудниками среди рассматриваемых специальностей являются руководители отделов продаж. Средняя зарплата таких специалистов составляет сегодня 120 тыс. рублей. Разброс зарплатных предложений — от 90 тыс. до 170 тыс. рублей.
— Отдел продаж в компаниях данного рынка является самым значимым, — комментирует Алексей Крупин. — Руководитель отдела — ключевое звено в структуре организации. 115 тыс. рублей. Вилка зарплат — от 95 до 140 тыс. рублей. Высоко ценятся и менеджеры по продажам. Средняя зарплата таких сотрудников —- 67 тыс. рублей. Диапазон заработка колеблется от 42 до 120 тыс. рублей. Зарплата представлена обычно в виде оклада и процентной (бонусной) ставки. — Большинство компаний заинтересовано в опытных кандидатах, знающих технологию продаж преимущественно в сегменте медоборудования, - отмечает Алексей Крупин. - Продажи медоборудования имеют длительный цикл, соответственно менеджер, осуществляющий взаимодействие с главными врачами, представителями комитетов по здравоохранению и прочими государственными структурами, должен обладать стратегическим мышлением, способностью оперативно принимать решения. Такие кандидаты претендуют на более высокий уровень зарплаты. Среди требований к кандидатам, помимо соответствующего базового образования (высшее медицинское, биотехнологическое, биологическое, биоинженерное), хорошее знание рынка медоборудования и наработанная контактная база. В качестве соискателей на должность рассматриваются госпитальные медпредставители, менеджеры по работе с ключевыми клиентами, менеджеры по продажам фармкомпаний и дистрибьюторских фирм.
Рабочие лошадки
Говоря про ключевые позиции, не стоит забывать и о тех, кто собственно реализует стратегические направления развития бизнеса компаний на рынке. Так, основу линейного менеджмента компании составляют региональные менеджеры. Они могут претендовать на среднюю зарплату в размере 92,5 тыс. рублей (минимум — 75 тыс., максимум 140 тыс. рублей).
— Основная задача регионального менеджера — это развитие бизнеса, — поясняет Алексей Крупин. — Сюда входит: взаимодействие с дилерами и партнерами компании, заключение контрактов, участие в тендерах, продажи сервисного обслуживания, а также управление коллективом медицинских/торговых представителей на вверенной территории. Специалист, приходящий на данную должность, должен обладать значительным багажом знаний в области медоборудования и хорошо понимать специфику продвижения товара.
Наконец одна из самых востребованных на рынке специальностей — сервисный инженер. Средняя зарплата такого специалиста составляет 55 тыс. рублей (минимальное предложение — 35 тыс., максимальное – 80 тыс. рублей). Большинство работодателей предлагают зарплату в виде оклада (основная часть) и бонуса (чаще годового). Для кандидатов приоритетно инженерное образование, связанное с медико-биологической практикой. Необходим как минимум английский язык для работы с документацией, прилагаемой к оборудованию.
— Для инженерно-технических специалистов удобнее развиваться на одном предприятии, случаи текучести кадров в данном направлении довольно редки, — отмечает Алексей Крупин. — Некоторые компании готовы брать молодых специалистов с предоставлением обучения. Работа сервисных инженеров по преимуществу разъездная, так как связана с сервисным и гарантийным обслуживанием медоборудования у заказчиков.
В противовес инженерам позиция торгового представителя есть не во всех компаниях по продажам медоборудования. Часто такая должность аналогична позиции менеджера по продажам или мед-представителя. В среднем торговые представители получают 68 тыс. рублей (диапазон зарплатных предложений — от 45 до 85 тыс. рублей).
Оплата труда сотрудников отдела продаж обычно представлена в виде оклада и бонусной части, зависящей от результатов продаж, выполнения плана (бонус по итогам года). Стоимость медоборудования достаточно высока — иногда достигает миллиона долларов. Соответственно возрастает и размер бонуса за проданный товар. В компенсационный пакет входят и социальные льготы. Широкий спектр соцпакета предлагают западные и крупные дистрибьюторские компании. Они гораздо чаще предоставляют сотрудникам полисы ДМС, дотации на питание, аренду автомобиля, компенсацию проезда, мобильной связи, корпоративное обучение и т.д.
Наталья Маскина
Опубликовано в газете «Медицинский вестник», №17-18 (558-559), 24 июня 2011 г.