Правила хорошего тона
портал Rabota.ru
Коллега сидит, уложив ноги на стол, или откровенно хамит окружающим? Каждый знает, что нельзя вести себя на рабочем месте подобным образом, однако порой и сам забывает поздороваться с сослуживцем или прорывается в корпоративную столовую без очереди. Почему важно соблюдать нормы этикета? И о чем следует помнить, чтобы не «подмочить» деловую репутацию?
Можно или нельзя?
Хорошо, если в компании существует устав, регламентирующий правила офисного этикета. В этом случае можно повесить распечатанную версию рядом с рабочим местом и ежедневно сверяться, приемлемо ли, к примеру, вальяжно раскинуться в кресле в присутствии начальника. Однако сложно представить себе документ, перечисляющий, что нельзя, например, мусорить, танцевать самбу на столе директора и нецензурно браниться. Поскольку подобные вещи подразумеваются по умолчанию.
Владимир Якуба, старший партнер компании Tom Hunt, говорит, что знание правил негласного делового этикета будет играть лишь на руку любому сотруднику. Настоящего профессионала отличает не только превосходное владение навыками и знаниями, но и достойное поведение с коллегами и партнерами по бизнесу.
Определить, что хорошо, а что плохо, помогут воспитание и чувство такта. Не забывайте — коллег нужно если не любить, то, по крайней мере, уважать. Обидно, когда секретарь Леночка переписывается с подружкой по ICQ во время того, как вы пытаетесь выяснить у нее, куда подевался важный деловой договор? Тогда и сами не ведите личных бесед по телефону во время решения рабочих вопросов.
Итак, что, по мнению наших экспертов, категорически нельзя делать на рабочем месте?
«Приходить на работу нетрезвым, красть еду у коллег, грубо и вызывающе себя вести неприемлемо в принципе. Это может просто-напросто привести к вашему увольнению», — считает Елена Хмелевская, консультант по подбору персонала Кадрового агентства уникальных специалистов.
«Я убеждена, что нельзя зависать в социальных сетях по личным делам, играть в компьютерные игры, также неприлично руководителю нецензурно выражаться в адрес подчиненных», — поделилась Марина Зырянова, преподаватель вебинаров в проекте MBA Live Мoscow Business School.
Внутренний регламент
Как быть и о чем помнить, чтобы не прослыть в коллективе бестактным невежей? Следует соблюдать несколько простых правил.
Правила общежития сводятся к тому, что нужно убирать за собой, не эпатировать публику чрезмерно вызывающим внешним видом и стараться не посвящать коллег в подробности того, чем вы занимаетесь в свободное от работы время.
«Личные беседы по телефону на рабочем месте не совсем уместны, особенно если вы работаете в крупной компании, где социальная дистанция между сотрудниками значительно выше, чем в небольшом коллективе. Для обсуждения личных проблем по телефону лучше выбрать укромное и тихое место, где вас никто не услышит и ваши разговоры никого не смутят», — рекомендует Елена Хмелевская.
«Внешний вид может сказать о вас многое, поэтому не пренебрегайте нюансами в вашем костюме. Помните: вы должны выглядеть чисто и опрятно, в этом случае вы произведете благоприятное впечатление на ваших коллег, клиентов и партнеров по бизнесу», — добавляет Владимир Якуба.
Правила элементарной вежливости. Здоровайтесь, не опаздывайте и соблюдайте правила делового общения.
«Нужно приветствовать своих коллег, подчиненных и руководителей, даже если вы работаете в большой компании и не знаете большинства сотрудников лично. Обязательно стоит придерживаться правил деловой переписки, которые являются важной частью бизнес-этики», — рассказывает Марина Зырянова.
«При общении по телефону (не имеет значения, с кем вы общаетесь — с коллегой или клиентом) старайтесь придерживаться делового стиля общения, избегайте жаргонизмов, слов-паразитов, сленговых слов», — советует Елена Хмелевская.
«Помните о времени — оно у всех ограничено. Заставлять вашего партнера по бизнесу ожидать вас на деловой встрече — как минимум непрофессионально. В своей работе будьте точны и своевременны, это оградит вас от недовольства и раздражения со стороны коллег», — рекомендует Владимир Якуба.
Правила неконфликтности. «Будьте внимательны и деликатны, обсуждая и высказывая свои комментарии и замечания по рабочим и личным вопросам. Особенно это касается вероисповедания, национальной и расовой принадлежности коллег и клиентов — любое неосторожное слово может спровоцировать конфликт, который против вас же в итоге и обернется», — уверяет Елена Хмелевская.
«Даже если вы в хороших отношениях с сотрудниками, старайтесь избегать просить у них денег взаймы. Вообще на рабочем месте не приветствуется обсуждение денежных вопросов», — резюмирует Владимир Якуба.
И конечно, не провоцируйте ссоры в коллективе — не собирайте сплетни про сослуживцев. Неприемлемо плести интриги, кричать и грубить сотрудникам. Пользуйтесь одним универсальным правилом — относитесь к коллегам так, как хотите, чтобы коллеги относились к вам.
Этикет и репутация
Не секрет, что некоторые специалисты предпочитают «выделяться» и считают свое нетактичное поведение чем-то вроде харизмы. Быть не таким, как все, — прекрасно, но желательно после окончания рабочего дня и за пределами стен компании. Ведь нарушение норм корпоративного этикета может легко испортить деловую репутацию.
«Вас просто не будут воспринимать всерьез. Сотрудник, нарушающий принципы этикета, своим некорректным поведением закрывает для себя перспективы карьерного роста внутри компании. Не забывайте, что ваше поведение, отношение к клиентам и коллегам — показатель корпоративной культуры компании, который может сказаться на имидже вашего работодателя», — уверена Елена Хмелевская.
Помните, важно не только хорошо работать, но и соответствовать бизнес-этике.
Владимир Якуба утверждает, что соблюдение правил хорошего тона в компании — это своего рода визитная карточка профессионала. Придерживаясь основных положений, вы зарекомендуете себя как специалиста, достойного уважения.
Тамара Рукосуева
C полным текстом статьи можно ознакомиться здесь.