Рынок труда в фармотрасли по итогам 2009 года
Общее положение на рынке труда в фармацевтической отрасли
Сегодня в России практически нет ни одной отрасли экономики незатронутой кризисом. Фармацевтическая отрасль пострадала от кризиса меньше других, ведь лекарственные средства являются неотъемлемой частью жизни многих людей.
Количество резюме, представленных в этой сфере, лишь немного превышает число вакансий. По проведенному анализу ведущих рекрутинговых сайтов по соотношению количества вакансий и резюме можно проследить достаточно стабильную ситуацию в фармацевтической отрасли:
Диаграмма 1
Данное соотношение, с одной стороны, свидетельствует об относительно благоприятной для соискателей ситуации в сегменте «Медицина и фармацевтика», а другой стороны, для работодателей это очередной знак того, что данный рынок по-прежнему остается рынком соискателя. Надежды на то, что кризис улучшит ситуацию с поиском кадров, не оправдываются - кандидатов по-прежнему не хватает. Закрытие вакансий далеко не всегда проходит быстро. Несмотря на существующую безработицу в различных отраслях, фармацевтический рынок, по признанию работодателей, как и раньше, испытывает дефицит в медицинском персонале, региональных представителях, специалистах по регистрации лекарственных средств, продакт-менеджерах и т.д.
По данным компании HeadHanter в сравнении с 2008 годом пока еще наблюдается некоторое сокращение вакансий, но в фармацевтическом сегменте оно наименьшее. Эта цифра скорее отражает сокращение набора персонала в связи с замораживанием ряда крупных инвестиционных проектов, и лишь небольшое количество компаний действительно проводило сокращение.
Диаграмма 2
Если же говорить об общей динамике количества вакансий, то можно отметить постепенный рост и стабильность на рынке труда во всех профессиональных сферах с начала 2009 года.
Фармацевтический рынок с точки зрения персонала имеет значительные отличия от любого другого. Основное отличие – это более высокие требования к уровню профессионализма кандидатов. При отборе на позицию медицинского представителя (одна из стартовых позиций в фармбизнесе) требуется наличие диплома о высшем медицинском/фармацевтическом образовании.
На сегодняшний день наиболее востребованная и распространенная вакансия среди фармацевтических компаний – медицинский представитель. И у российских и у западных фармкомпаний существует широкий ассортимент продукции (фармпрепараты, БАДы, медоборудование и т.д.), что значительно влияет на возможности подбора специалистов. К этой категории можно отнести и менеджеров по продажам, потребность в которых сейчас также весьма ощутима.
Если говорить об активном развитии аптечных сетей по РФ, то следует отметить и спрос на провизоров, хорошо разбирающихся в тысячах лекарственных препаратов, их формах и ценовых диапазонах.
Развитие крупного фармацевтического бизнеса связано с разработкой, созданием и испытанием новых препаратов. Не менее востребованными являются специалисты по клиническим исследованиям, а также менеджеры по регистрации. Также за последнее время возрастает спрос на специалистов высокого класса – управляющего (директора) отделом исследований и разработок.
Дефицит кадров распространяется на управленцев производства, специалистов по качеству продукции и по оптимизации бизнес-процессов (реинжинирингу). К сожалению, в России не так много образовательных учреждений, выпускающих специалистов данных профессий, а желающих строить карьеру в направлении фармацевтики много.
Российские фармацевтические компании, находясь в жесткой конкуренции с западными, стараются продвигать свою торговую марку. Так что продакт-менеджеры и маркетологи вряд ли останутся без работы в ближайшее время. Но представители этих профессий помимо знаний в области рекламы, как правило, должны иметь понимание специфики медицинской и фармотрасли, что делает их достаточно редкими.
Учитывая уверенность, с которой фармацевтический рынок переживает тяжелые времена, то уже при первых признаках улучшения общей экономической ситуации, возможно к концу 2009 г. – середине 2010 г., стоит ожидать активное ускорение темпов его роста. Это в первую очередь отразится на увеличении компаниями количества рабочих мест и приведет к усилению дефицита наиболее ценных кадров.