Кадровое агентство
уникальных специалистов
Мы работаем!

Уровни заработных плат сотрудников фармацевтических компаний в 2011 году

Кадровое агентство «КАУС-Медицина» проанализировало предложения работодателей сотрудникам фармацевтических компаний во втором полугодии 2011 года. Помимо среднего уровня заработных плат в таблице приведены минимальные и максимальные уровни зарплат, которые предлагают московские работодатели.

Данные цифры были получены  путем изучения предложений только работодателей, без учета зарплатных ожиданий соискателей. Поэтому для правильной интерпретации ниже приведенных данных необходимо понимать, что  реальные рыночные уровни заработных плат на 5-10% выше значений, указанных в таблице.

Таблица №1. Средние уровни заработных плат основных специалистов фармацевтических компаний во II полугодии 2011 года

Позиция Минимум Среднее Максимум
медицинский представитель 39 000 50 000 63 500
региональный менеджер 71 500 83 000 158 000
торговый представитель 30 000 49 000 47 500
менеджер по продажам 41 500 64 500 88 000
менеджер по работе с ключевыми клиентами 60 000 80 000 100 000
руководитель отдела продаж 125 000 138 000 195 000
продакт-менеджер 83 500 110 500 137 000
менеджер по тендерам 41 000 53 000 64 500
менеджер по закупкам 46 500 59 500 73 000
менеджер по регистрации ЛС 61 000 80 500 112 000
менеджер по клиническим исследованиям 63 500 81 000 112 500
медицинский советник 79 000 91 500 117 500

Для большинства позиций в фармацевтических компаниях характерен большой разброс между минимальным и максимальным уровнем заработных плат. Так, например, разброс в предложениях для регионального менеджера составляет от 71 500 рублей до 158 000 рублей.

На уровень оплаты труда, предлагаемой работодателями, влияет ряд факторов:
1.    Дифференциация фармацевтических компаний на рынке (иностранные компании, российские производители, компании - дистрибьюторы).
2.    Различные существующие системы заработных плат: чистый оклад, оклад и процент от выручки, оклад и система бонусов. Кроме того, в компаниях даже одного уровня, процентная составляющая работника одной специализации может отличаться.
3.    Специализация работника и опыт работы. Заработная плата специалистов отдела продаж госпитального и аптечного направления будет существенно отличаться. Специалист по регистрации лекарственных средств, имеющий значительный опыт успешного получения регистрационных удостоверений на лекарственные препараты, а также связи в регуляторных органах, может рассчитывать на более высокий уровень оплаты труда по сравнению со специалистом, имеющим начальный опыт работы. Кандидат, имеющий больший опыт работы, значительно быстрее начнет приносить прибыль компании.
4.    Продуктовый портфель компании (лекарственные препараты, БАДы, лечебная косметика).
5.    Объем продаж и размер компании или структурного подразделения, в которой работает специалист.
6.    Ценовая политика компании на реализуемые лекарственные препараты.
7.    Уровень решаемых задач и зона ответственности. Зарплата специалиста может различаться в зависимости от того, сколько регионов курирует работник (например, только Москва и Московская область, или все страны СНГ), какие направления препаратов ведет – OTC или Rx, а также от выполняемых функций – поддержка и развитие своей зоны ответственности или построение работы с нуля, активное развитие одного из направлений компании.

Из диаграммы №1 видно, что наиболее высокооплачиваемыми специалистами в фармацевтической индустрии в 2011 году были руководители отдела продаж, продакт-менеджеры и медицинские советники.

Диаграмма №1. Средние заработные платы сотрудников фармацевтических компаний,
II полугодие 2011 года

Наименьший уровень зарплат работодатели предлагают менеджерам по тендерам, торговым представителям и медицинским представителям. Средний уровень заработных плат этих специалистов составляет 53 000, 49 000 и 50 000 рублей соответственно.

В то же время мы можем отметить, что по сравнению с 2010 годом зарплаты менеджеров по тендерам выросли больше всех – на 33%. В тройку лидеров роста вошли также руководители отдела продаж – годовой рост составил 31% и менеджеры по закупкам – рост 25%.

Таблица №4. Темпы роста заработных плат некоторых специалистов фармацевтических компаний с 2010 по 2011 год

Позиция Годовой рост
менеджер по тендерам 33%
руководитель отдела продаж 31%
менеджер по закупкам 25%
менеджер по работе с ключевыми клиентами 23%
менеджер по клиническим исследованиям 16%
медицинский советник 14%
менеджер по продажам 13%
региональный менеджер 11%
продакт-менеджер 11%
медицинский представитель 9%
торговый представитель 9%
менеджер по регистрации ЛС 7%

   
Диаграмма №2. Темпы роста зарплат специалистов фармацевтической отрасли,
2009-2011 гг.

 

Общие темпы роста в 2011 году немного упали: если среднегодовой рост зарплат специалистов фармацевтической отрасли в 2010 году составлял 19%, то в ушедшем  году – 16%.

Рост зарплат данных категорий персонала вполне объясним. На первый план выходит уже не только продвижение продукции, освоение новых рынков, но прежде всего увеличение объемов продаж. Кроме того, в связи с законодательными изменениями о проведении тендеров на поставки медицинских препаратов для лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) о включении в заявку как минимум международного непатентованного наименования на лекарственные препараты и как максимум торгового наименования обострилась конкуренция между компаниями - производителями и дистрибьюторами, поэтому востребованность грамотных и квалифицированных менеджеров по тендерам значительно выросла.

Вследствие активной региональной экспансии внутри отечественного рынка, выхода на рынки стран СНГ возросла роль, возлагаемые компаниями на руководителей (директоров) отделов продаж, в задачи которых входит курирование и развитие новых рынков продвижения и сбыта продукции. Кроме того, поскольку многие компании стали совмещать отделы продаж и маркетинга, на руководителей отделов продаж могут ложиться задачи и маркетингового продвижения лекарственных препаратов.

Что касается менеджеров по закупкам, то рост конкуренции, расширение рынков сбыта и увеличение оборотов привели к тому, что фармпроизводители и дистрибьюторы вынуждены искать наиболее перспективные препараты, расширять ассортимент ГЛС, искать более выгодные закупочные цены и площадки, в том числе зарубежные, где можно выгодно закупать лекарственные средства. Эти задачи как раз и входят в функции менеджера по закупкам, уровень ответственности которых вырос в связи с вышеперечисленными факторами.

Сократите затраты
на подбор персонала
700 компаний уже выбрали наше агентство
Остались вопросы?
Получите бесплатную консультацию!